«Столько жертв, столько детей погибло!»: 10 июля 2011 года на Волге затонул теплоход «Булгария»

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
«Столько жертв, столько детей погибло!»: 10 июля 2011 года на Волге затонул теплоход «Булгария»

Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра возник крен.

Также 10 июля День победы русской армии над шведами в Полтавском сражении, Глобальный день энергетической независимости и День рождения футбольного свистка, а также в этот день в 1877 году завершилась героическая оборона русскими войсками крепости Баязет, а в 1941 году началось Смоленское сражение в Великой Отечественной войне.

Подробнее поговорим о случившемся в этот день 12 лет назад крушении теплохода «Булгария» — кораблекрушении, произошедшем 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Основной причиной крушения стало то, что экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен. На борту теплохода находился 201 человек, из которых 79 были спасены, а 122 погибли.

«То, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности…», - высказался Владимир Путин на совещании с членами Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы теплохода. 

История судна

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году в Чехословакии. С момента постройки теплоход носил имя «Украина», в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана.

Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе. Теплоход ходил по водохранилищам и крупным рекам бассейна р. Волги (в том числе по Каме), выполняя прогулочные рейсы.

Известно, что за три года до трагедии в ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

Крушение и последующие события

Согласно отчету «Ространснадзора», «около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент теплоход «Булгария» входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт».

В результате угол крена составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды.

Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15° влево». В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5—7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» — прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъему теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России, Министерства транспорта России, МВД России, Минздравсоцразвития и коммерческих структур. В итоге теплоход «Булгария» был поднят и оттранспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском Затоне. При этом были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79, подтверждена гибель остальных 122 человек (включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского).

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечен к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц.

В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена).

В итоге, на стадии предварительного расследования все уголовные дела были объединены в одно производство, а окончательные обвинения и статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, вмененные обвиняемым, уточнены.

Приговором Московского районного суда города Казани от 03-07 июля 2014 года все обвиняемые были признаны виновными в инкриминируемых им преступлениях.

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора. Именно авария «Булгарии» активизировала процесс принятия закона об обязательном страховании ответственности перевозчика.

Память

12 июля 2011 года был объявлен днем общенационального траура по погибшим в этом происшествии. В течение нескольких дней после крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани приходили в Казанский речной порт, где был сооружен стихийный народный мемориал, состоящий из тысяч мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших.

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе.

В июле 2013 года часть родственников жертв катастрофы обратилась к президенту Татарстана с просьбой оставить в качестве памятника также и подлежащий утилизации теплоход. Тем не менее, в феврале 2016 года, спустя пять лет после крушения, теплоход был разобран в Куйбышевском затоне, куда был отбуксирован после окончания расследования.

Без Харькова, Одессы и Славянска: Россия готова остановить СВО по линии фронта - Reuters

«Договорился заранее»: боец ВСУ Максим Лихачев угнал танк и перешёл на сторону России

Новости СВО: ракеты НАТО убивают крымчан, отказ Украины от территорий и прорыв в Старомайорском

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Без Харькова, Одессы и Славянска: Россия готова остановить СВО по линии фронта - Reuters

В МИРЕ

По данным агентства, это и есть мирный план Владимира Путина – альтернатива тем вариантам, которые могут появиться на конференции в Швейцарии.

Для избранных: в Харькове хотят построить подземный город за €225 млн

В МИРЕ

В Харькове уже построили первую подземную школу, однако детей обычных жителей города туда не допускают.

Воронежские ГАИшники случайно задержали серийного насильника

РЕГИОНЫ

При проверке документов оказалось, что водитель пьян, а девушка на заднем сиденье изнасилована

Телеграмм-правосудие: чем мы рискуем, когда степень вины генералов начинают определять блогеры, политологи и военкоры

ОБЩЕСТВО

Каким должно быть влияние общества на принятие окончательных решений государства и Фемиды?