Евгения больше десяти лет рассказывает иностранцам о русской истории и культуре.
Девушка из города Сочи Краснодарского края создала сатирический мультсериал про отношения России и Украины. Нерадивая Свинка, в образе которой россиянка изобразила Незалежную, все время норовит сделать пакость, а терпеливый Медведь, олицетворяющий Россию, старается ее перевоспитать. Мульт «Свинка в обмороке» сочинка разместила в своем телеграм-канале, и долгое время он оставался в тени. Но девушка настойчиво развивала сюжет, и однажды проснулась знаменитой.
Сейчас ее «Свинку» знают и смотрят не только в России, но и, без преувеличения, по всему миру. Мы поговорили с создателем мультсериала «Свинка в обмороке и владелицей одноименного telegram-канала „СВО — Свинка в обмороке“ Евгенией — о том, кто смотрит ее ролики, почему они популярны и о том, чем по, ее мнению, закончится специальная военная операция России.
— Как пришла в голову идея создавать подобные мультфильмы? С чего все началось?
— Я мультипликатор-самоучка. Училась сама, потому что к этому лежала душа. Я с детства хотела пойти по этому пути, но мои родители и другие люди убеждали меня, что незачем быть „бедным художником“. Я стала заниматься другим. Сейчас, кстати, жалею, что не пошла по зову сердца и всех призываю не зарывать свои таланты в землю и заниматься любимым делом хотя бы в качестве хобби. Собственно, я это и сделала. У меня была работа, и параллельно я делала видео для латиноамериканской аудитории, учила их русской культуре и языку. У меня до сих пор есть канал, который я открыла, когда жила в США и где я размещала видео на испанском и английском для своих латиноамериканских друзей. И благодаря этому каналу мне приходилось читать очень много про русскую культуру, историю. Это позволяло мне сохранить свою национальную идентичность, пока я жила за границей. После этого мне многие испанцы, латиноамериканцы и даже американцы писали, что полюбили русскую культуру и язык и стали интересоваться геополитикой. В общем, это был канал, так сказать, моего становления. Потом я продублировала его на русский язык и назвала „Женька и Ко“. Но недавно я выложила „Свинку“ туда, и на него сразу же стали очень активно жаловаться и в итоге полностью уничтожили мой десятилетний труд.
— В связи с чем на вас начали жаловаться?
— Я призывала людей к миру в 2014 году. Тогда некая украинская поэтесса Анастасия Дмитрук написала стихотворение „Никогда мы не будем братьями“. И ей очень многие русские ответили стихом на стих, и я в том числе. Причем я ответила по-доброму: объяснила, что пришедшая новая власть собирается их грабить, обманывать, что мы все равно братья, хотим мы того или нет. Ну и у определенной части Украины от этого бомбануло. Я же только хотела напомнить, что мы исторически были одним народом. Вот за это меня забанили. Больше скажу: когда я для испаноязычной аудитории делала канал, рассказывала об истории Украины и включила в один из роликов речь Тараса Бульбы из фильма о том, что с русскими надо дружить, меня также забанили!
(Отрывок из речи Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Гоголя: „Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, так любить никто не может!“ — Прим. ред.).
— После этого появилась „Свинка“?
— Я читаю новости во многих зарубежных источниках и вижу, что все подается в одном ключе — против русских. И это, собственно, и подтолкнуло менять стать еще одним голосом, тем, кто будет объяснять ситуацию глазами русских. Потому что это как в драке: двое подрались, но одному сразу заткнули рот, слушают только второго. На чьей стороне будет правда? Невероятно обидно, когда на твою страну льют гадости, а ты ничего не можешь сказать. Вот это и есть причина, по которой я стала создавать такую сказку.
— Вы сказали, что жили в США. Почему вернулись назад, в Россию?
— Меня увезли туда подростком, и я прожила там 16 лет, выучила английский и испанский языки. Но больше, чем США, мне всегда нравилась Латинская Америка. Я даже собиралась туда переезжать, но познакомилась с будущим мужем, и уехала в Россию.
Все то время, пока я жила в США, я, конечно, смотрела местные новости. И подача вызывала у меня ужас. Когда были атаки на Сирию, когда была катастрофа с башнями-близнецами, им лили откровенно такую чушь. Простой американский народ — вполне неплохие люди, но ими невозможно манипулируют. Но США — это же страна-паразит. Она просто заходит и потрошит земли. Она наследница Британии, которая, в свою очередь, в каких только странах не оставила свой кровавый след. Когда я была подростком, я о таких вещах просто не задумывалась. И сейчас молодые люди ходят с американскими флагами, потому что просто об этом не задумываются. Но давайте вспомним, что они делали в Сербии, во Вьетнаме, в Японии? Почитайте о военных преступлениях США и Британии, и вы не захотите поддерживать эти страны. Это какие-то сатанисты, другого слова нет. И они жируют за счет того, что устраивают войны и госперевороты по всему миру. А какие повестки они подвигают в массы? Пропаганду нетрадиционных ценностей, педофилии. К 7-летним детям в школы приходят представители нетрадиционных сообществ и начинают их склонять к изменению гендера. Мы же, несмотря на то, что у нас тоже много народов и культур, все-таки придерживаемся единых общечеловеческих ценностей. После всего этого я считаю, что США просто не должны существовать как империя.
— А что думают об этих ценностях простые американцы?
— В США живет огромное количество экспатов, выходцев из других культур — из Мексики, Аргентины, Боливии, Гонконга, Китая, Гондураса, Филиппин, Корее, Японии — кого я только там не встречала. И многие из этих людей очень консервативны. У них традиционные ценности, у них женщина — это женщина, мужчина — это мужчина, они за семью, за детей. Но многие об этом просто боятся говорить. У них, например, парню, который сорвал с церкви радужный флаг, дали до 10 лет реального срока! Но когда им начинают промывать мозг, конечно, им это не нравится. Ну и кроме того, там люди живут в каком-то информационном вакууме. Они далеки от политики, они даже не могут показать Россию на карте. И мне даже жалко этих людей, ведь там много хороших, но их политика — это просто какой-то вампиризм. Когда мне все это стало понятно, я и вернулась в Россию.
— Вы хорошо разбираетесь в истории и политике. Откуда эти знания?
— Это благодаря мужу. Мы познакомились, когда я жила в США. Мне было 25 лет, шесть лет общались по интернету, перед тем как пожениться. Он хорошо разбирается в физике, и в химии, и в истории, и в астрономии — человек науки, одним словом. И он мне разбил мои розовые очки, которыми я смотрела на США. Я стала задумываться, много читать сама. И в конце концов осознала, в каком государстве я живу.
— Вернемся к вашей „Свинке“. Почему именно Свинка и как рождались образы?
— В один день мне надоело объяснять своим друзьям и близким, что спецоперация — это не война. Почему? Потому что Россия может превратить Украину в руины за несколько часов, но она этого не делает. Мы не можем свою сестру, хоть она и безумная, просто взять и уничтожить. И у меня в голове сложился образ: Мишка бьет Свинку по попе, как родители наказывают ребенка. Поэтому в первой серии я постаралась донести эту мысль. Потом вышла еще одна серия. Люди начали их смотреть, скачивать, но большой популярности видео не набрали. Но людям нравились образы, да и мне самой тоже, и я стала продолжать делать серии. Муж говорил: зачем ты тратишь столько времени, ведь у тебя толком нет подписчиков. Но мне нравилось. И десятая серия выстрелила! И сейчас „Свинку“ смотрят все. И что мне особенно в ней нравится — то, что один ее вид показывает все то безумное, что сейчас есть в Украине. Мне одна подписчица сказала: „Свинка — нацистская скотинка“. Это точно! Она все время куда-то лезет и что-то разрушает, а медведь ее перевоспитывает. Потому что он не хочет ее уничтожить, он хочет ее перевоспитать.
— В вашем канале подписчики активно участвуют в обсуждении образов, предлагают свои варианты. Вы прислушиваетесь к их мнению?
— Сюжеты рождаются по велению вдохновения спонтанно. Например, моя следующая серия будет называться „Блудный свин“. У меня есть в голове ее сюжет и есть сюжеты еще на пару серий вперед. И я останавливаюсь на этом. Я стараюсь полагаться на интуицию больше. Но иногда мне нравятся идеи подписчиков. В одной из серий Свинка разукрасила памятник в желто-голубые цвета, и Медведь заставил ее оттирать краску губкой. И вот, один подписчик мне говорит: „А почему губкой, а не Свинкой?“. И в следующей серии я уже это обыграла.
Скоро у меня появятся Белоруссия — Зубр, Германия — Волк, Франция — Петух и Польша. В создании образов я опираюсь на историю: так, животное — национальный символ Белоруссии — зубр, России — всем понятно, медведь. В Германии национальный символ, насколько я знаю, тоже медведь, но делать два медведя в мультике не хочется. Два коренных немца заявили мне, что они видят себя волками. Хорошо, пусть будет Волк. С Польшей же вышло так: я нарисовала такую полукурицу-полуорла, и админ предложил назвать его Курвел. Мне понравилось. В сериале я хочу образумить только Свинку, показать ей, как она выглядит со стороны. Мне не хочется оскорблять никакие страны, но Польша со своей русофобией уже достала. То же и насчет стран Прибалтики: если я когда-нибудь буду создавать их образы, от меня им крепко достанется.
— Наверняка вместе с теми, кому понравилась „Свинка“, появились и те, кто ее невзлюбил. Сталкивались ли вы с оскорблениями, угрозами в свой адрес?
— Я веду каналы больше десяти лет, и за это время у меня появилось 15 админов. Они, кстати, все разных национальностей: есть и осетины, и дагестанцы, и даже два украинца. И мы все вместе регулярно, как я говорю, „отстреливаем свинок“. Поэтому негатив я особо не прочувствовала. Плюс Украина долгое время была обесточена, и их провокаторы немного поутихли. На улицах меня еще не узнают. А вот в личные сообщения и мне, и мужу приходили угрозы о том, что мол, мы тебя найдем и с тобой расправимся. Меня пытались даже убедить, что я не права, что моя страна — террорист, что она напала на Украину. Но я восемь лет наблюдала за тем, что происходило на Донбассе. Я просила людей оттуда присылать мне свои истории, видео, фотографии. И я хорошо знаю от очевидцев, что на Украине есть здоровая часть населения, а есть та, которая уже потеряла человеческий вид. И вот мои мультики как раз про вторую часть.
— Сейчас в мире много и других конфликтов. Нет ли в планах серий про них?
— Если смотреть глубже, то конфликт более глобальный, а Украина играет лишь роль полигона, поля, на котором сражаются два слона. Если хорошая пословица: когда два слона дерутся, больнее всего траве. Сегодня происходит переформатирование мира. США теряет свою гегемонию. Украина же — это предлог. Ее принесли в жертву, как свинку на убой, ее просто использовали, как в свое время Вьетнам, на территории которого по сути сражались две большие державы. Американцы всю историю воюют чужими руками. НАТО много лет расширялось на Восток. Россия говорила об этом, предупреждала. Но терпение не безгранично. Странам Востока надоело быть „дойной коровой“ для горстки людей, которые живут за ее счет. Однополярный мир становится многополярным, и я предполагаю, что коллективный Восток пойдет по отдельному пути и будет развиваться по своим правилам — и гораздо быстрее Запада. Потому что у нас больше ресурсов, мы привержены более традиционным ценностям и не погружаемся в этот сатанизм. Украина же, вероятно, перестанет существовать: восточная часть отойдет России, а западная — возможно, Польше. И, наверное, это даже хорошо — может, поляки приструнят эту безумную часть, которая пускала метастазы по всей Украине.
— Если все скоро закончится, будет ли выходить „Свинка“? О чем в таком случае будет мультик?
— Пока идет спецоперация, „Свинка“ будет популярна. Что потом? Я не знаю. Мое вдохновение не закончится. Возможно, я буду дальше делать мультики про политическую ситуацию. Возможно, проиллюстрирую книгу, которую я сейчас пишу. Возможно, сделаю полнометражную сказку. У меня много проектов и идей.
Ранее „Блокнот“ публиковал самое главное из недавнего выступления президента РФ Владимира Путина перед участниками клуба „Валдай“. В частности, президент рассказал присутствующим, почему решился на проведение специальной военной операции на Украине. По его словам, одной из главных причин начала спецоперации стало полное игнорирование Западом интересов России в сфере безопасности. Президент отметил, что все попытки договориться приводили к тому, что „нас просто послали подальше“ и игнорировали.