Гала всегда угадывала, что нужно делать, и Дали на шаг опережал других, задавал тон, диктовал моду.
Также 11 мая День полиции по охране метрополитена и народный праздник Березосок, а также в этот день в 1818 году в составе России образована Бессарабская область, а в 1959 году в Женеве открылась конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции по Германии и берлинскому вопросу.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся художнике-сюрреалисте Сальвадоре Дали (1904-1989) и его русской супруге Елене Дьяконовой (Гале), повлиявшей на его жизнь и творчество. Сальвадор Дали — испанский живописец, график, скульптор, режиссер и писатель, один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть ее во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы и фобии — например, страх перед кузнечиками — мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии, но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребенка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вел себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.
В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чем он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. До итоговой оценки оставалось всего 3 дня, однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов, юный Дали сообщил, что рисунок готов. Преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 20-х годов Дали создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пес».
Тогда же Дали впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увел у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.
Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьез: вероятно, он не хотел оскорбить свою умершую мать и даже не представлял, к чему это приведет. Возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком.
В 1934 году Дали официально вступает в брак с Галой. В том же году впервые посещает США. После начала гражданской войны в Испании в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали заявляет: «Сюрреализм — это я».
Русская жена Сальвадора
Гала (Елена Дьяконова) родилась в Казани, была русской художницей и моделью. Она была старше Сальвадора на 11 лет и оставила неизгладимый след в его жизни и творчестве. Биографы Дали называли ее алчной валькирией, которая превратила художника в машину для зарабатывания денег. При этом другие исследователи отмечают, что Гала нянчилась с ним больше, чем с родной дочерью.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», - так Сальвадор Дали писал о своей русской жене. Гала – имя, которое придумал для Елены ее первый муж, поэт Поль Элюар, и оно означает «праздник». Имя подходило ей, как удачное платье, Дали называл жену «блистательной, как морская гладь». Многие биографы Дали считают, что Гала сильно навредила его таланту. Но, возможно, она и была той самой великой женщиной, которая, по известной поговорке, стоит за каждым великим мужчиной.
Гала очень быстро нашла свое призвание – быть той, для которой мужчины пишут прекрасные стихи, безумные письма и великие картины. Своего первого гения она нашла в Швейцарии, в санатории, где лечилась от туберкулеза.
Чтобы произвести на Галу неизгладимое впечатление, Дали раскрасил подмышки в синий цвет, натерся своим безумным одеколоном (лаванда, козлиный помет и рыбный клей), а за ухо засунул герань. Сальвадор уже знал, что любит эту женщину. Она же сразу поняла, что он гений. Гала бросила мужа-поэта и осталась с Сальвадором. В качестве компенсации Дали написал портрет поэта: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Гала и Дали больше не расставались. Они поженились и даже обвенчались, когда Гала наконец-то развелась с Элюаром. Дали патологически боялся интимной близости, и Гала была единственным человеком, которому он позволял к себе прикасаться. Сначала им было непросто. Гала заставляла Дали работать в сто раз больше, чем работают самые посредственные художники, которые надеются не на талант, а на усидчивость и упорство; в трудные дни она сама шила себе платья, но они не сдавались. Гала успокоилась только тогда, когда сделала из Сальвадора миллионера.
Гала всегда угадывала, что нужно делать, и Дали на шаг опережал других, задавал тон, диктовал моду. Многие считают, что даже композиции его картин придумывала Гала. И это она решила, что Сальвадору нужно переехать в Америку, что настоящего признания он добьется именно там: надо только не лениться и постоянно эпатировать публику, превращая в перформанс каждый выход.
При всей нацеленности на коммерческий успех Гала вовсе не была, как писали газеты, «алчной валькирией» и «стервой». Ее отношение к Дали было в огромной степени материнским, хотя она была старше всего на 11 лет. Гала нянчилась с Сальвадором гораздо больше, чем с родной дочерью. А Дали, который рано потерял мать, был этому только рад.
Гала не могла примириться с тем, что она стареет, что мужчины уже не сходят по ней с ума. Сальвадор подарил Гале замок Пуболь, там она и провела свои последние годы. Дали мог приезжать только с ее разрешения. В 88 лет она сломала шейку бедра и после нескольких дней в больнице умерла. Дали прожил без нее еще семь лет. Он часто вспоминал их первый день, когда Гала приехала к нему с первым мужем и через несколько часов после знакомства пообещала: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга».