Таксист и блогер Влад Каталымов – о своей работе в период эпидемии коронавируса
Во время первой волны пандемии коронавирусной инфекции число поездок на такси снизилось на 30-40 процентов. Такие данные приводит Общественный совет по развитию такси. Специалисты связывают это с тем, что раньше на такси люди ездили в аэропорт, были открыты кинотеатры. Однако из-за ситуации локдауна в регионах такого объема поездок не стало. В итоге многие таксопарки остановили развитие. О том, как сейчас чувствует себя этот рынок – «Блокноту» рассказал таксист, автор телеграм-канала BombilaGram Влад Каталымов.
Ситуация в сфере такси в период коронавирусных ограничений оказалась подброшенной в воздух и в этом воздухе зависшей вот уже на девять месяцев. В целом, вся экономическая деятельность в стране, да и вообще в мире, оказалась именно в непонятном состоянии, но деятельность по перевозке пассажиров и без этого была всегда кривой, серой и необъяснимой, а сейчас вообще любые попытки что-то объяснить выглядят абсурдом.
Абсолютно точно можно сказать, что сильно изменился пассажиропоток. Он упал, но часть этого падения заместилась другими потоками. Да, очень много людей остались дома, они не едут в аэропорт, в клубы и даже на работу, но при этом большое количество людей пересело с метро и автобусов на такси, это помогло сохранить какой-никакой баланс.
В премиальных тарифах такси произошли аналогичные изменения. Львиная доля состоятельных лиц в принципе отказалась от перемещения на каком-либо транспорте и изолировались от окружающей среды. Но их частично заместили пользователи более дешевых классов такси, так как в премиальном такси меньший пассажиропоток, соответственно меньше распространение вируса.
Можно сказать, что я работал в региональном премиум-классе, в Ульяновске максимально высокий класс – это класс комфорт. Кроме того, я занимался трансферами, оказывал транспортные услуги при осуществлении деловых поездок. В большей степени это были медицинские организации, которые проводили форумы и семинары в разных регионах. Медицина сейчас в крайне напряженном состоянии, если что-то и происходит, то это происходит онлайн. Классом комфорт в регионах также пользовались преимущественно приезжие по работе москвичи. Сейчас их практически нет. Соответственно снизилась и стоимость поездок на этом классе (минимальная поездка в классе комфорт Яндекс.Такси в Ульяновске снизилась до 81 рубля, против 99 рублей в докоронавирусные времена).
Ситуация с пассажирами не изменилась. Такого, чтобы вдруг толпы голодных людей стали набрасываться на водителей, нет. Возникло большое количество конфликтов между пассажирами и водителями на фоне вводимых ограничений. Весной водителей в Москве обязали проверять QR-коды пассажиров, сейчас сотрудники полиции проверяют наличие у водителя и пассажиров СИЗов – эти вопросы часто становятся поводом для конфликтных ситуаций. Грабежи и убийства водителей остались примерно на том же уровне, что и раньше.
Не могу честно судить о том, стали ли пассажиры прижимистей, так как раньше я работал в классе комфорт, а сейчас чаще приходится работать с классом эконом. Да, я замечаю, что при тарифе 139 рублей зачастую мне тянут не 140 рублей, как раньше, а ровно 139, отсчитанные по рублю. Но такая тенденция проявилась еще несколько лет назад, когда такси начало становиться массовым.
Попытки мошенничества случаются часто, пару смен назад мне пытались перевести деньги через мобильный банк, показав вместо реального перевода скриншот из специального телеграм-бота, который подделывает информацию о переводе на Сбербанк.Онлайн. Большинство таксистов об этой уловке знают, я был готов к такому развитию событий, но пришлось немного побегать. Однако нужно признать, что подобным образом разводить таксистов пытаются с самого появления интернет-банкинга.
Что точно отразилось в моей памяти – это продавцы фальшивых древних монет. Схема одинаковая на протяжении уже лет десяти. Подходят ребята азиатской национальности, рассказывают душещипательную историю о том, как они работали на стройке и нашли древние монеты, просят подсказать нахождение ближайшего антиквариата, поискать цены на эти монеты в интернете, а потом, после 5-10 минут разговора, втеревшись в доверие, предлагают эти монеты купить с большим дисконтом. Недавно, пока я ожидал заказ, ко мне по такой схеме подошли дважды. Раньше я сталкивался с этим, да, но не с такой периодичностью.
Есть проблемы и с законодательством, усилились проверки таксистов, в том числе и по масочному режиму, начались выходы разнообразных указов, таких как оборудование автомобилей защитными экранами. Такое произошло в Свердловской области. В итоге защитные экраны только усугубили ситуацию, потому как экран создал проблемы для полноценной работы климатических систем. При этом недовольной оказалась и ГИБДД, так как установка защитных экранов – это переоборудование автомобиля, требующее сертификации (хотя большинство водителей просто повесили шторку из ванной). В конечном итоге власти Свердловской области отказались от этой идеи.
Из прогнозов по работе такси есть только один – это снижение денежного потока, в конечном итоге банкротство многих крупных предприятий такси (не агрегаторов). Про снижение цен сказать не могу, думаю, что базовая цена поездки сильно не уменьшится, а после снятия ограничительных мер будет заметна и нехватка такси, что приведет к скачку цен, которые формируются в зависимости от спроса и предложения.