Трудовое воспитание. 13 марта – день рождения советского педагога Антона Макаренко

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Трудовое воспитание. 13 марта – день рождения советского педагога Антона Макаренко

Уже в мае 1928 г. Н.К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие руководители советской педагогики вскоре прямо называют ее «несоветской» .

Также сегодня День работников геодезии и картографии, Международный день планетариев, День кокосового торта, День драгоценностей, День проверки батареек, День хорошего самаритянина, День калмыцкой поэзии и День собак-ветеранов, а также в этот день в 1869 году Д. И. Менделеев закончил составление своей Периодической таблицы, в 1881 году Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в 1920 году — Мурманск освобожден Красной Армией от белогвардейцев и американо-английских интервентов, а также в 1938 году — русский язык введен как обязательный предмет для изучения во всех школах СССР.

Подробнее поговорим о выдающемся советском педагоге и писателе Антоне Семеновиче Макаренко (1888-1939), педагогическая деятельность которого, впрочем, не раз подвергалась серьезной критике.

Достижения в области воспитания и перевоспитания молодежи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к ее дальнейшей успешной социализации выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жестких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов.

После принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой) Макаренко убедился в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени. На основе обычаев и приемов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе) А. С. Макаренко разработал теорию создания и укрепления воспитательного коллектива (в том числе на основе философии произведений М. Горького).

Макаренко предложил и успешно опробовал в колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Критика Макаренко

Однако демократические основы (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т. д.), являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики. Уже в мае 1928 г. Н.К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие руководители советской педагогики вскоре прямо называют ее «несоветской» (что цитируется в «Педагогической поэме»).

В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста заведующего колонии им. Горького (в которой быстро и жестко насаждаются обычные советские порядки), а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком внутренних дел Украины В.А. Балицкий, предлагает опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.

Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты еще более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. В 1933 году экс-премьер Франции Эдуар Эррио и другие французские гости осматривали детскую трудовую коммуну им. Дзержинского. Французские общественные деятели подробно ознакомились с административной структурой коммуны, с производством, бытом коммунаров — бывших беспризорных и малолетних правонарушителей. Гости были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну, обилием цветов и свежего воздуха. Макаренко подробно разъяснил французским гостям, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия на ребят являются дисциплина коллектива и коллективный труд.

Однако в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству.

Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни, и он по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А.С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах.

После переезда в Москву Макаренко занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1 апреля 1939 года Антон Макаренко скоропостижно скончался, по официальной версии от сердечного приступа и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты и педагогическое наследие Макаренко

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

 «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?».

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

 «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».

«Книги — это переплетенные люди».

Ряд исследователей отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают (как это обычно происходит), но и разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения.

Отзыв о фильме «Блиндаж» (16+): как русский и немец из нашего времени отправились в 1941 год

Подписана «дорожная карта» по развитию транспортного коридора «Беларусь - РФ - Казахстан - Узбекистан - Афганистан - Пакистан»

"Перестаньте бояться": британский адмирал призвал Украину активнее бить вглубь России

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Замминистра обороны Тимура Иванова «свалил» генерал ГУР Алексеев: чем еще известен разведчик

ОБЩЕСТВО

О роли замначальника Главного управления Генштаба России рассказал политолог Сергей Марков.

«Мы стоим на пороге»: красноярский чиновник пообещал новую мобилизацию в России

Вооруженные силы

Глава Тасеевского района Красноярского края Константин Дизендорф сделал свое заявление на встрече со старшеклассниками местной школы.

Обстановка в Белоруссии накаляется: оппозиция хочет захватить Кобринский район и ввести туда войска НАТО

В МИРЕ

Президент сделал это заявление на фоне атаки литовских беспилотников на Минск.

Отзыв о фильме «Блиндаж» (16+): как русский и немец из нашего времени отправились в 1941 год

КУЛЬТУРА

На что похож «Блиндаж»: на картину с мостиком в современность (вроде «Мы из будущего»), либо же на фильм-комикс формата «Т-34»?

Это - война: литовские беспилотники попытались атаковать Минск

В МИРЕ

КГБ Белоруссии пресек удары дронами по объектам в столице и пригороде.

"Перестаньте бояться": британский адмирал призвал Украину активнее бить вглубь России

ПОЛИТИКА

Удары Киева по РФ «определенно оказывают эффект», утверждает командующий Вооруженными силами Великобритании Тони Радакин.