Соглашение исключает возможность возвращение Донецка и Луганска под контроль Киева военным путем.
Запад рассматривал целый ряд вариантов заключения мира между Россией и Украиной. Судя по всему, один из них, так называемый «немецкий», выбран за основу для будущих переговоров. Он предусматривает то, что Украина уступит Донбасс, но станет членом НАТО. При этом в перспективе Запад не исключает возвращения Донецкой и Луганской республик под контроль Киева, но только дипломатическими методами. Пикантность ситуации в том, что внеблоковый статус Украины был обозначен Владимиром Путиным в качестве обязательного условия заключения мира. Впрочем, и по этому вопросу авторы планы предлагают встречные инициативы.
Президент России говорил, что на Украине должно установиться не просто перемирие, а «полное и окончательное завершение конфликта». Он представил конкретные предложения, способные закончить кровопролитие. Главное условие — полный вывод украинских военных с территории Луганской и Донецкой республик, Херсонской и Запорожской областей. Кроме того, это нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины – т.е отказ от участия в НАТО, демилитаризация и денацификация страны.
Расхождения с новым, базовым, планом Запада – существенные. Во-первых, не ясна судьба Херсонской и Запорожской области. Во-вторых, не понятно: выйдет ли армия Украины из административных границ ДНР, или границу проведут по линии соприкосновения. В третьих, Владимир Путин настаивал именно на внеблоковом будущем Украины и ее демилитаризации. И нам хотят навязать вариант, который не согласуется с одной из базовых задач СВО. Тем не менее, задуматься есть над чем.
Как пишет Financial Times, на Западе и в Украине приняли решение, что основой для переговоров могут стать гарантии безопасности в обмен на контроль России над освобожденными территориями. Это так называемый «немецкий сценарий». (Еще есть Корейский Финский, Афганский и др.) По нему «новая» Украина сможет вступить в НАТО, и это станет её гарантией безопасности, а также удержит Киев от каких бы то ни было дальнейших боевых действий.
При этом ни Киев, ни его сторонники не предлагают признать суверенитет России над пятой частью бывшей украинской территории (даже – на Крым). По их мнению, это «поощрит дальнейшую российскую агрессию и серьёзно подорвёт международный правопорядок». Вместо этого предполагается молчаливое согласие с тем, что эти земли должны быть возвращены дипломатическим путём в будущем.
Для того, чтобы не спровоцировать сам Киев на боевые действия, бывший Генсек НАТО Йенс Столтенберг предлагал такой вариант: распространить 5-ю статью устава Альянса (о предоставлении гарантий взаимной обороны) только на ту часть Украины, которая будет находиться под ее контролем на момент вступления в Североатлантический блок.
В качестве примера он приводил гарантии безопасности, которые США предоставляют Японии: они не распространяются на Курильские острова, четыре из которых принадлежат России, но в Токио с этим не согласны.
Еще один пример – Германия. Она вступила в НАТО в 1955 году, несмотря на разделение. Только Западная часть страны была прикрыта зонтиком Альянса. По аналогии с этой ситуацией проект мирного соглашения и называется «немецким сценарием».
«Я не думаю, что полное восстановление контроля над всей территорией является необходимым условием заключения мира, – заявил Петр Павел, президент Чехии и бывший генерал НАТО. - Если будет демаркация, даже административная граница, тогда мы можем рассматривать это как временное и принять Украину в НАТО на территории, которую она будет контролировать на тот момент».
При этом на Западе понимают, что часть сделки противоречит тем принципам, о которых заявлял Владимир Путин. И те, кто выступает против такого сценария, как раз и опасаются, что он может не прекратить, а усилить эскалацию. Поэтому сторонники мира по «немецкому сценарию» предлагают «обременить» вступление Украины в НАТО рядом дополнительных условий.
Например, в свое время Норвегия обязалась не размещать у себя базы НАТО. Так и Украина могла бы дать гарантии того, что на ее территории не будет войск Альянса или его ядерного оружия, если только ей не будет угрожать нападение. Также она могла бы отказаться от применения силы за пределами установленных границ, кроме как в целях самообороны.
Готовы ли политические элиты России вести переговоры на основе таких принципов? Пока смотрится сомнительно. Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, например, неоднократно отмечал, что специальная военная операция на Украине должна быть закончена только тогда, когда будут выполнены все её цели и задачи, которые поставлены командованием. А одна из этих целей – демилитаризация.
Тем не менее, очень многие с нетерпением ждут конца СВО. Например, премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил:
«Если война закончится в течение 2024-2027 годов, то я сделаю всё возможное в ходе своего срока для восстановления экономических и стандартных отношений с Россией».
Может быть, в этой ситуации и можно немного «подвинуть» нашу базовую позицию о демилитаризации? Да, есть «мирный план» Китая и Бразилии. Его также поддержала Венгрия и Швейцария. По сути, он схож и инициативой Трампа: остановка войны по линии фронта и отказ Киева от вступления в НАТО. Но если к «немецкому сценарию» Зеленского будет принуждать весь коллективный Запад, то как много потребуется времени и жертв на более выгодные для России условия?
Последние новости с фронта сегодня и новости СВО читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости СВО
#Новости с фронта
#Когда закончится СВО?
Свое отношение к СВО и ударам Украины по российским городам публикуйте в комментариях ниже