Жители села Капаны, которое расположено в 15 км от города Сухума, показали, как все вокруг светится огнями.
Пока с наступлением темноты села и поселки Абхазии освещают звезды на небе, жители расположенного неподалеку от Сухума села Команы, «нашли» свет. Оказалось, что бюджетные деньги идут на оплату электроэнергии майнерам.
На видео, которое разместил телеграм-канал «D News Абхазия», отчетливо видно, как «светится» село. Да что там видно, когда еще и слышно легкое жужжание аппаратуры: майнеры делают деньги.
«Это Каманы сегодня. Пока страна сидит без света, на СухумГЭС майнеры не умолкают», - подписал автор свой ролик.
Между тем, денег на оплату перетока электроэнергии из России у абхазского бюджета нет. Как нет их и для того, чтобы покупать электроэнергию по коммерческой цене, которую предлагает Турция. В республике введен режим жесточайшей экономии. Причем сделано все очень хитро: днем, пользуясь тем, что светит, хоть и не греет, солнце, свет дают от 2 до 4 часов, а вот ночью он поступает без перебоев. Засыпает республика, просыпаются майнеры.
Власти вынуждены были признать, что всю электроэнергию воруют майнинг-фермы. МВД дано поручение рыскать по домам, складам, сараям в поисках оборудования по добыче крипты. Теперь бюджет должен дополнительно оплачивать труд тех, кто занимается поисками оборудования, да еще и раскошелиться на охрану складов, куда свозят найденное, чтобы не украли.
А общественная палата умоляет «майнеров» пожалеть народ. Ролик лучшее доказательство – никакой жалости, наглядно показывает, что важнее: деньги или люди, сидящие без электричества.
Неожиданно вдруг на свет божий вытащили документ, датированный 18 декабря 2020 года. Это распоряжение тогдашнего премьер-министра Александра Анкваба о разрешении ввести в Абхазию «товары, предназначенные для осуществления деятельности по добыче криптовалюты». В списке более 2 тысяч аппаратов, из которых 1 747 единиц оборудования оформлены на ИП Хурхумал, еще 658 единиц - ООО МСК. Контролировать ввоз, чтобы он мог дойти до потребителя без помех, премьер поручил министру экономики Кристине Озган. Где теперь трейдят крипту эти аппараты – тайна. Но где бы они не трейдили, за год потребляют электроэнергию на 252 млн рублей, соответственно за четыре года потратили электроэнергии на миллиард рублей. По данным «Черноморэнерго», экономический ущерб от майнинга составляет до полутора миллиардов рублей, общая мощность майнинг оборудования составляет 45 мегаватт. Быть может, заслуженно звучат обвинения правоохранителей в том, что они не борются, а только имитируют борьбу с майнерами?
Также телеграм-канал обращает внимание на то, что сегодня больницы, госучреждения, коммерческие предприятия, магазины используют генераторы, тогда как их обслуживание обходится дороже, покупай они электроэнергию по коммерческой цене.
Примечательно, что женщины-активистки потребовали встречи с министром энергетики Джансухом Нанбой. Тот высказал готовность, но на одном условии: никакой съемки. Можно предположить, что сделано это было для того, чтобы откреститься от неудобного откровения, если вдруг что-то из участниц встречи расскажет. А члены Общественной палаты встретились с членами правительства, но и из этого ничего хорошего не вышло: кроме взаимных упреков ни одного дельного предложения. Если между собой договориться не могут, как с Россией договариваться будут – вопрос, который мучает абхазов, сидящих в темноте и холоде.
В дело вмешался даже директор театра Ираклий Хинтба. Он призвал найти тех, кто сможет спасти Абхазию.
А научный сотрудник института экономики и права республики Ахра Аристава видит проблему в том, что руководство Абхазии не имеет национального плана развития. Если бы такой план был бы, то и Россия бы к нему с уважением отнеслась, и даже помощь оказала бы, убежден ученый.
"Главная причина текущего кризиса — это последствия отсутствие собственного плана развития Республики Абхазия», - резюмирует Аристава.
Ранее "Блокнот" писал подробно, как Россия бессмысленно тратила на майнинг абхазов.