Вячеслав Николаев — эксперт в области цифровых технологий и построения телекоммуникационного бизнеса. Возглавляет крупнейшую в стране компанию по предоставлению услуг сотовой связи, которая трансформируется в полноценного создателя цифровых продуктов.
Николаев Вячеслав. Образование и начало профессионального пути
Вячеслав Николаев — выпускник МГУ, изучал информатику и вычислительную математику. Также прошел обучение менеджменту в вашингтонском Krieble Institute. В 1994-м начал работать на позиции старшего консультанта в EPPA, оказывавшей консалтинговые услуги предпринимателям и корпорациям, осуществляющим деятельность на территории европейских государств.
В 1999-м стал сотрудником другой международной консалтинговой компании, специализировавшейся на цифровых технологиях. Одним из ее ключевых направлений была разработка и сопровождение инвестиционных стратегий.
Вячеслав Константинович Николаев в 2000-м оставил место консультанта и начал работать в финорганизации «Ренессанс Капитал». Она оказывает широкий спектр инвестиционно-банковских услуг, специализируется на работе с ключевыми классами активов на пограничных и развивающихся рынках и предлагает персональные решения для реализации инвестиционных идей. Николаев Вячеслав занимался в инвестбанке аналитикой телеком-индустрии. В тот период стремительно увеличивался спрос на мобильную связь и доступ к высокоскоростному интернету, предоставляемому с использованием проводных и оптоволоконных каналов связи.
Вячеслав Константинович Николаев. Топ-менеджмент
В 2004 г. аналитика пригласили в крупнейшую отечественную компанию, предоставляющую услуги мобильной связи. Его назначили на управленческую должность в блоке продаж и клиентского обслуживания. В дальнейшем Николаев Вячеслав занимал ряд постов, связанных с развитием бизнеса. В 2017 г. стал первым вице-президентом по маркетингу. Позже эксперт начал также курировать развитие экосистемы. На своем месте он смог выстроить эффективную работу продуктовых команд и перестроить систему взаимодействия с клиентской базой. Помимо этого, Вячеславу Константиновичу Николаеву удалось привлечь в корпоративную экосистему партнеров, являющихся лидерами в различных сегментах цифровой индустрии. Это дало возможность предлагать клиентам наиболее передовые решения.
Николаев Вячеслав Константинович возглавил Группу в 2021 г. Перед ним была поставлена задача укрепить позиции компании как экосистемы цифровых сервисов. При назначении были учтены и его опыт работы внутри IT-структуры, и его стратегическое понимание отрасли.
Вячеслав Николаев. Строитель экосистемы
Топ-менеджер, став руководителем IT-структуры, сконцентрировал усилия на формировании экосистемы, увеличении акционерной стоимости бизнеса и улучшении финансовых показателей операционной деятельности. Приход Николаева Вячеслава Константиновича на позицию руководителя был ознаменован также обновлением стратегии развития Группы. Ставка была сделана на выделение непрофильных активов в самостоятельные бизнесы.
Николаев Вячеслав полагает, что экосистема привлекательна как продукт и для потребителя. Клиент, получая качественные услуги в одной компании, не будет искать других поставщиков. Значительную роль в этом играет и то, что пакетное приобретение услуг оказывается выгоднее, чем покупка их по отдельности у разных вендоров. В свою очередь, отдельные элементы экосистемы дополняют друг друга и обеспечивают рост компании в целом. Вячеслав Николаев считает, что это достигается за счет качественного управления клиентской базой с применением таких инструментов, как искусственный интеллект и анализ массива данных большого объема. Также свою роль играет и появление новых предложений, которые будут востребованы у клиентов.
Став главой IT-корпорации, Николаев Вячеслав Константинович выделил несколько ключевых направлений, дополняющих центр экосистемы. Сюда относятся: FinTech, медиа, розничная продажа товаров и услуг. Со временем их планируют дополнить другими продуктами. Как отмечает Николаев Вячеслав, число новых запущенных бизнесов уже сегодня исчисляется десятками. Это позволяет крупнейшему в стране оператору сотовой связи быстрыми темпами масштабироваться в IT-структуру.
Вячеслав Николаев в интервью РБК весной этого года заявил о том, что «уже недалеко момент», когда доход компании наполовину будет состоять из профильного телекоммуникационного направления, а вторую половину будут составлять продукты экосистемы. Для укрепления позиций и объемов последнего руководство Группы в этом году провело ребрендинг, который также нацелен на «омоложение» и расширение аудитории.
Николаев Вячеслав Константинович называет экосистемой набор сервисов. Клиент далеко не всегда пользуется всеми ими, приобретая их в пакете. Каждый продукт может быть куплен по отдельности. Как считает Вячеслав Николаев, экосистему от простого набора отличает ряд существенных деталей. В первую очередь это единая среда и интерфейс. Цифровые экосистемы обычно используют идентификацию с помощью современных средств связи. Другим свойством служит органичное дополнение продуктов друг друга. Так, в Группе, которой управляет топ-менеджер, телеком-услуги сочетаются с финансовыми сервисами, развлекательным контентом и т. д.
По мнению Николаева Вячеслава, существует два основных фактора, которые способствуют развитию экосистемы. В первую очередь это выгода как для компании-создателя, так и для конечного клиента. Вторым фактором служит доверие к бренду, вокруг которого она развивается. Потребитель, пользуясь нужным и качественным продуктом, благосклонно относится и к другим предложениям от этого бренда. Это особенно актуально в современных реалиях, когда на рынок выводится большое количество принципиально новых продуктов, а также аналогов уже знакомых широкой аудитории сервисов.
Корпоративная экосистема, которую развивает команда под руководством Вячеслава Константиновича Николаева, расширяется за счет собственных разработок. Большое внимание уделяется и партнерским продуктам. Корпорация также является активным игроком рынка слияний и поглощений (M&A). Приоритет отдается проектам, которые могут быть добавлены в экосистему и в дальнейшем приумножены. Николаев Вячеслав Константинович считает возможным и привлечение инвесторов для развития отдельных бизнесов. В настоящее время разрабатываются инструменты, которые помогут привлечь средства частных лиц, готовых вкладывать небольшие деньги.
Технологический гигант уделяет повышенное внимание созданию оригинальных продуктов. Как утверждает Вячеслав Николаев, под его началом трудится порядка 12 тысяч разработчиков. Эта одна из самых больших команд в стране. Для специалистов создаются благоприятные условия и применяется прогрессивная система мотивации. IT-гигант вкладывает значительные средства в формирование кадрового резерва. Ежегодно в рамках программы платных стажировок в компании проходят практику свыше 500 студентов, обучающихся по разным специальностям, связанным с IT-индустрией.
Николаев Вячеслав. Предложения для бизнеса
Одной из особенностей экосистемы IT-структуры, которую возглавляет Вячеслав Константинович Николаев, служит то, что она ориентирована в равной степени на предоставление услуг населению, бизнесу и некоммерческому сектору. Благодаря этому компании удается занимать доминирующие позиции в ряде рыночных сегментов. Так, предпринимателям предлагается целый комплекс услуг, включая передовые решения с использованием технологий Big Data и искусственного интеллекта. К их числу можно отнести рекламную платформу, которая позволяет транслировать предложения товаров и услуг на аудиторию численностью свыше 80 миллионов человек. При этом рекламодатель может самостоятельно настраивать параметры таргетинга, включая возраст и физическое местонахождение потенциальных клиентов.
Николаев Вячеслав является сторонником инвестиций в перспективные проекты, а также поддержки стартапов. Для этих целей создан корпоративный венчурный фонд. Он дает возможность передовым командам привлечь инвестиции в свой бизнес и заключить долгосрочный контракт с крупной корпорацией. Через воронку фонда прошло свыше 6 тысяч стартапов, 26 из которых перешли в стадию масштабирования. Также было заключено восемь венчурных сделок.
Вячеслав Николаев. Перспективные направления развития
Николаев Вячеслав выступает за развитие облачных технологий. В создаваемой под его началом экосистеме отдельное место занимает платформа облачных сервисов, предлагающая 25 решений для бизнеса. В их числе IT-инфраструктура, сервисы для разработчиков, сервера для хранения и резервного копирования данных. Решения отличаются высокой степенью доступности и большой скоростью передачи данных за счет 15 собственных дата-центров и 280 тысяч километров линий связи. Николаев Вячеслав Константинович отмечает важность привлечения разработчиков на облачную платформу. Они, используя предоставляемые сервисом возможности, создают новые решения. По словам Вячеслава Константиновича Николаева, в масштабирование данного направления вкладываются серьезные ресурсы. Топ-менеджер полагает, что платформа как услуга будет одним из наиболее востребованных продуктов для бизнеса.
Вячеслав Константинович Николаев утверждает, что со временем увеличится роль технологий Edge Cloud и Edge computing. Это означает, что значительная часть вычислений будет производиться непосредственно на устройствах с использованием искусственного интеллекта. Как заявляет Николаев Вячеслав, это позволит уменьшить загрузку дата-центров. Применение данной технологии имеет большое значение, поскольку в будущем количество различных устройств значительно возрастет. Свою роль в этом процессе сыграет создание информационных систем, адаптированных под выполнение задач как в быту, так и в бизнесе.
Николаев Вячеслав Константинович считает перспективным направлением развитие интернета вещей, а также системы «умный дом». Уже создана дочерняя компания IT-структуры, которая будет развивать данную область бизнеса. Эксперты выделяют четыре ключевых направления «умного дома», включая безопасность, видеоаналитику, сервисы геолокации и помощи, а также домашние сервисы. В ближайшие годы IT-Группа под руководством Вячеслава Николаева намерена охватить подобными решениями порядка 10 миллионов домохозяйств. Производят «умные» устройства в основном организации-партнеры IT-Группы. Как утверждает Николаев Вячеслав Константинович, уже существует широкий ассортимент гаджетов, которые можно подключить к «умному дому». Их можно приобрести как в розничных точках продаж, так и в интернет-магазине IT-гиганта. Николаев Вячеслав отмечает, что уже сейчас десятки партнеров компании готовы предложить свои продукты для совершенствования системы «умный дом».
Фото из личного архива
Самое интересное: