Мало кто знает, что в расцвете карьеры Людмила Гурченко пережила 10-летний период забвения.
Также 30 марта День войск ракетно-космической обороны РФ, День карандаша, День виртуального отпуска, День ремесленника, День бездомного человека, праздник прихода тепла (Ладодение), День спичечного кораблестроения, Алексей Теплый и Всемирный день биполярного расстройства, а также в этот день в 1860 году Александр II объявил о начале разработки Крестьянской реформы в России, в 1970 году на экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», а в 2020 году корпорация «Ростех» разработала противовирусный комбинезон.
Подробнее поговорим о советской и российской актрисе Людмиле Гурченко (1935-2011), которой не стало 30 марта 2011 года. Помимо работы в театре и кино Людмила Марковна была широко известна как эстрадная певица. Народная артистка СССР Людмила Гурченко - одна из выдающихся отечественных киноактрис XX века, обладавших многогранным музыкально-драматическим амплуа.
Наиболее известна Гурченко по таким кинокартинам как: «Карнавальная ночь» (1956, 0+), «Девушка с гитарой» (1958, 0+), «Старые стены» (1973, 6+), «Соломенная шляпка» (1974, 6+), «Двадцать дней без войны» (1976, 12+), «Пять вечеров» (1978, 0+), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981, 0+), «Вокзал для двоих» (1982, 12+), «Рецепт ее молодости» (1983, 0+), «Любовь и голуби» (1984, 12+), «Моя морячка» (1990, 12+), «Виват, гардемарины!» (1991, 12+) и «Старые клячи» (2000, 12+).
Людмила Марковна всегда критически относилась к своей внешности и прекрасно понимала, что не обладает идеальной красотой. Однако она умела объективно оценивать свои достоинства и недостатки и считала это своим главным козырем.
Артистка была уверяла, что любая женщина может «слепить себя», и для этого нужны не деньги, а лишь фантазия и желание. Гурченко стала примером для многих советских женщин, для которых актриса являлась образцом не только успешности, но и женственности.
Детство в оккупации и поступление во ВГИК
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове, где со дня рождения до начала войны жила вместе с родителями в однокомнатной полуподвальной квартире. Родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала.
Когда началась война, отец, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушел на фронт. 6-летним ребенком Людмила Гурченко вместе с матерью оказалась в оккупированном немцами Харькове. Уже в том возрасте, по ее словам, «пела и танцевала, чтобы получить хоть какое-то пропитание». Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт, девочка исполняла репертуар Марики Рекк.
23 августа 1943 года Харьков был освобожден, и 1 сентября Людмила пошла в украинскую школу № 6 (в настоящее время гимназия), которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. Осенью 1944 года Гурченко поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена.
В 1953 году, после окончания десятилетки, Людмила уехала в Москву, где поступила во ВГИК. На дипломном курсе она играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» В. И. Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Т. Драйзеру «Западня», в которой девушка и пела, и танцевала, и играла на рояле.
Гурченко в кино: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!»
В кино Гурченко дебютировала в фильме Я. Фрида «Дорога правды» (1956, 0+). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Л. Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела: прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила актриса в одном из своих интервью.
В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия режиссера Э. Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Л. Гурченко сыграла главную роль. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителями, а благодаря роли Леночки Крыловой, актриса стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката: на нее было продано 48,64 миллиона билетов. В СССР песня «Пять минут» в исполнении Гурченко стала своеобразным гимном Нового года.
После большого успеха в «Карнавальной ночи» специально для Гурченко был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на ее популярность, однако этот фильм не имел такого успеха, после чего за ней закрепился «штамп» актрисы легкого танцевального жанра.
10-летний период забвения и триумфальное возвращение
Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актерских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появилась «разоблачительная» статья «Чечетка налево».
В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» актрису вызвал министр культуры СССР Н. Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодежи и студентов. Существует мнение, что именно отказ от этого предложения и стал настоящей причиной травли Людмилы. По словам актрисы, период забвения длился 10 лет, после выхода «Девушки с гитарой» в 1958 году.
«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!» — вспоминала Гурченко.
До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной. Актриса пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, хотела играть драматические роли и в конце концов добилась своего. В 1976 году Гурченко была приглашена на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны». Партнером актрисы по фильму был Ю. Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актер. В одном из интервью актриса вспоминала, как Ю. Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую снимали почти 2 года».
Следующей выдающейся ее работой стал фильм «Сибириада» (12+) режиссера А. Кончаловского. После успеха фильма «Вокзал для двоих» (1982) Людмиле Гурченко присвоили звание народной артистки СССР.
«Телефон перестал отзываться на голос…»
«Я родилась в музыкальное время», — говорила Людмила Марковна Гурченко. Может быть, поэтому актриса долгое время представала именно в ярких образах, наполненных музыкой, песнями, блеском глаз.
Гурченко обладала уникальным голосом, пела сольно или в дуэте с известными певцами и артистами. Большой популярностью пользовались ее выступления в дуэте с Юрием Соломиным, Зиновием Гердтом, Андреем Мироновым, Арменом Джигарханяном, Николаем Басковым, Борисом Моисеевым.
С ее участием вышло шестнадцать видеоклипов, среди которых особое место занимают песни «Петербург-Ленинград» и «Ненавижу», которые она пела с Борисом Моисеевым. Режиссером клипа на композицию «Молитва» стал Федор Бондарчук.
14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией легочной артерии (сердечная недостаточность). Прибывшая бригада «скорой помощи» не смогла ее реанимировать. Прощание состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве.
Нам же остается лишь восхищаться невероятным талантом Людмилы Гурченко, которая и по сей день является для многих эталоном женственности и стиля.
Последние новости шоу-бизнеса России читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости шоу-бизнеса
#Новости шоу-бизнеса в России
#Последние новости шоу-бизнеса