Приход в 1973 году Николая Караченцова в театр Марка Захарова перевернул не только жизнь самого актера, но и всего театра.
Также 27 октября Международный день шампанского, Международный день плюшевого медведя, Всемирный день лемура и День памяти преподобной Параскевы Сербской, а также в этот день в 1927 году в Москве был открыт Центральный театр рабочей молодежи, впоследствии преобразованный в «Ленком», в 1944 году было осуществлено освобождение города Ужгорода от немецких и венгерских войск, а в 1984 году была введена в действие Байкало-Амурская магистраль.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день Николае Караченцове. Николай Петрович Караченцов (1944-2018) — советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003), академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Караченцов почти 40 лет проработал в легендарном «Ленкоме». Мировую известность ему принесла роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». Отечественным зрителям Николай Караченцов запомнился по фильмам «Старший сын» (12+), «Приключения Электроника» (0+), «Человек с бульвара Капуцинов» (12+) и др.
Детство и юность
Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах. Его отец был заслуженным художником РСФСР, много лет проработавшим в журнале «Огонек». Мать Николая была балетмейстером-постановщиком. Она ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большом театре.
В 1963 году молодой человек поступил в Школу-студию МХАТ, которую спустя четыре года окончил с отличием. Роли юного Николая Караченцова в студенческих спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич» получили высокую профессиональную оценку.
Обычно выпускников школы автоматически «распределяли» во МХАТ, но в 1967 году в Театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком»), в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Эфроса, сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава, и Караченцов в числе десяти лучших студентов был распределен в этот театр.
Среди его первых работ — постановки, поставленные еще Эфросом: спектакли «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!».
Театральная карьера
Приход в 1973 году Николая Караченцова в театр Марка Захарова перевернул не только жизнь самого актера, но и всего театра. После успешной пробы Караченцова в первом спектакле «Автоград 21» (1973), Захаров пригласил актера на главную роль Тиля Уленшпигеля в своем следующем спектакле «Тиль» (1974). Пьесу по роману Шарля де Костера сочинил драматург Григорий Горин, а музыку к постановке написал композитор Геннадий Гладков.
Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелые зонги. Великолепно сыгранный Караченцовым образ Тиля — шута, хулигана и бунтаря — стал «кумиром» советской молодежи 1970-х, а роль Тиля Уленшпигеля принесла ему репутацию синтетического актера, который был певцом, мимом и акробатом.
Из репертуара театра «Тиль» был снят лишь в 1992 году. Заслуженной известностью пользовалась также рок-опера композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (по мотивам поэтической драмы Пабло Неруды), поставленная Марком Захаровым в 1976 году. В ней Караченцов сыграл сразу две роли — главаря рейнджеров и Смерть. Эта постановка шла в театре вплоть до 1993 года.
Самой же известной театральной работой Караченцова является роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» — спектакле, ставшем визитной карточкой «Ленкома». Премьера состоялась 9 июля 1981 года (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского). Поскольку Караченцов на тот момент не обладал нужным уровнем вокального мастерства, он в процессе работы над спектаклем стал брать уроки у музыканта Павла Смеяна, который играл в «Юноне…» роль Главного сочинителя. При этом существовала своеобразная вокальная поддержка — во время спектаклей Смеян «вытягивал» за Караченцова высокие ноты, которые тот не мог взять.
В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения и в том же году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден» в Париже, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: спектакль был показан в США, Германии, Нидерландах и других странах.
Караченцов стал одним из ведущих актеров Ленкома, Захаров начал привлекать его к участию во многих спектаклях. В театре Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои — совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся.
Вниманием зрителей пользовались такие постановки с его участием, как «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов», «…Sorry», «Чешское фото». Среди последних театральных ролей актера — светлейший князь Александр Меншиков в «Шуте Балакиреве» и Доменико Сориано в «Городе миллионеров».
Кино
Первые роли в кино Николай Караченцов сыграл в 1967 году: фильмами с его участием стали «Штрихи к портрету В. И. Ленина» (0+), «…И снова май» (0+). Однако активно сниматься в кино он начал только после триумфа «Тиля».
Марк Захаров не задействовал его в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах «12 стульев» (1976, 12+) и «Дом, который построил Свифт» (1982, 12+). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей — Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (1975). Эта роль принесла ему первую известность.
Начиная со второй половины 1970-х годов, Караченцов становится одним из наиболее снимаемых актеров. При этом все сложные каскадерские трюки в картинах он всегда исполнял сам. Николай Караченцов с равным успехом снимался в фильмах различных жанров — музыкальных, детских, приключенческих, драматических.
Всего в послужном списке актера более 100 ролей в кино. Он также работал на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке многих персонажей французского актера Жан-Поля Бельмондо. Кроме того, актер принимал участие в озвучивании многих мультфильмов, много работал на телевидении и радио.
С начала 1990-х годов Караченцов долгие годы являлся председателем жюри фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова. В 1994 году Караченцов создал «Школу искусств Николая Караченцова» («ШИК»), в которой дети обучались в различных направлениях — от танцев до живописи, от фехтования до верховой езды.
Одним из главных увлечений Николая Караченцова был теннис. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе «Большой шляпы», «Марко-Гаррос», за кубок «Большого колпака».
Последние годы
Ночью 28 февраля 2005 года в Москве на обледенелой дороге Мичуринского проспекта напротив кинотеатра «Литва» автомобиль, за рулем которого был Николай Караченцов, попал в аварию. В результате удара Караченцов получил серьезную черепно-мозговую травму и тупую травму живота, также у него были сломаны три ребра. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и проведена операция на головном мозге. 26 дней Караченцов пролежал в коме.
После аварии последовал период долгого восстановления. В марте — апреле 2011 года Николай Караченцов проходил курс лечения в одной из клиник Израиля. Было отмечено, что его речь улучшилась, однако до возвращения к нормальной жизни было очень далеко. Впоследствии Николай Караченцов проходил курс лечения в клиниках Пекина. После этого, по словам жены, актер стал более выносливым, начал самостоятельно ходить с палочкой.
27 февраля 2017 года Караченцов вновь попал в серьезное ДТП. Автомобиль под управлением жены Караченцова, в котором также находились сам Караченцов, родственница и медсестра, столкнулся с «Газелью» неподалеку от дачи актера. Караченцов был доставлен в больницу. Вскоре у актера была обнаружена онкология.
Николай Караченцов скончался в реанимации 62-й онкологической больницы 26 октября 2018 года в канун своего 74-летия из-за отказа почек. Прощание с Николаем Караченцовым состоялось родном для него театре «Ленком».