Что будет происходить после неоднозначной победы Лукашенко на выборах
Драматическая электоральная баталия в Белоруссии в основном завершена. Идут арьергардные бои, которые уже ничего по большому счету не изменят. По мнению политолога, экс-помощника бывшего президента России Бориса Ельцина Сергея Станкевича, наступает новая реальность, которую можно в основных чертах оценить.
Александр Лукашенко получил мандат на шестой президентский срок. Но это мандат особенный. Он одноразовый - неповторимый и финальный. Потому, собственно, никто особенно и не стеснялся. Формальная легальность избирательных процедур, реальный подсчет голосов уже совершенно не были важны. Значение имела только способность власти получить нужные цифры от подконтрольных избиркомов и затем защитить рукотворную «победу» от покушений протестующей улицы.
Лукашенко показал, что все еще обладает достаточным административно-силовым ресурсом для решения этих задач. И это дает ему возможность президентствовать не по цифрам, а по факту. Точно также, по факту, с шестикратным президентом Белоруссии будут взаимодействовать все основные геополитические партнеры этой страны. Будут ворчать, порицать, интриговать, но идти на сделки, ибо никуда не денутся.
Тем не менее, конструкция власти возникла довольно хрупкая: она слишком персонифицирована и в силу своего авторского характера не обозначает никакой внятной и надежной перспективы ни для кого: ни для страны, ни для ее аппаратно-силовой элиты, ни для геополитических соседей, особенно – для России. Все заинтересованные силы, внутренние и внешние, будут включать имеющиеся у них ресурсы влияния, чтобы максимально продвинуть прямо сейчас и застолбить на будущее свои интересы.
Россия в первую очередь получила острейшую и неотложную проблему. Кремль вряд ли позволит себе рисковать в вопросе о том, в какую сторону качнется его опорный военно-политический союзник, экономический партнер и славянский брат.
В условиях происходящего на наших глазах обрушения миропорядка, возобновления гонки вооружений и блоковой конфронтации, с учетом возможного возвращения в Европу американских ракет средней и меньшей дальности, вопрос о том, кто, в конце концов, Минску ближе (при всей его торгово-экономической многовекторности) требует вполне однозначного ответа. В Москве, скорее всего, воспримут действия, направленные на отрыв Белоруссии от ОДКБ, ЕАЭС и союзного государства как акт прямой агрессии и экзистенциальную угрозу - со всеми вытекающими последствиями. Исключить эту опцию – в интересах всех разумных людей.
Прошедшие в Белоруссии выборы, несомненно, стали для этой страны рубежными с точки зрения окончательной фиксации геополитического союзничества. Именно сейчас в интересах Белоруссии создать надежные и долгосрочные гарантии неразрывности союза с Россией, чтобы столь судьбоносный вопрос не решать заново на каждых выборах в дыму и пламени.
Ну а для России белорусский фронт, похоже, станет на ближайшие пару лет главным, даже важнее украинского, где ситуация «без перемен» зависла надолго. Может быть, до следующего президента.