Аналитический центр «Политген» - о том, с чем ЕР вступает в новый электоральный цикл
В начале года президент Владимир Путин своим посланием дал старт изменениям системы политического управления, под которые должна была удачно подстроиться обновленная Конституция. Коронавирус смешал все карты и политические расклады, еще недавно предсказываемые экспертами- политологами, СМИ и телеграм-каналами. С окончанием режима самоизоляции фактически заново стартуют и выборы в Госдуму-2021. Пока исполнительная власть занята подсчетом убытков и планированием восстановления экономической активности, партии уже готовят стратегии к Единому дню голосования с прицелом на думские выборы. О том, какой ребрендинг сегодня необходим «Единой России» - в материале руководителя аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского и аналитика данного центра Артема Богатырева.
«Единая Россия», несомненно, остается главной политической силой в стране, опорой власти. С чем же идти «партии власти» к народу, чем укрепить пошатнувшиеся рейтинги, как вернуть доверие утерянного электората, как мотивировать регионалов вновь баллотироваться под знаменами ЕР?
Несмотря на то, что партию с 2012 года возглавляет Дмитрий Медведев, в «Единой России» из года в год продолжали «прятаться в тень Путина» - делать ставку на путинский электорат (существенно более широкий, чем электорат самой партии), усиливая его в канун выборов повсеместным применением админресурса, надавливая из года в год на низовое звено своих же сторонников. До поры до времени это давало свои плоды. Практически все региональные парламенты и муниципальные собрания под контролем ЕР, исполнительная власть прочно ассоциируется у избирателей с партией власти. Вместе с тем, рейтинги единороссов начали постепенно падать, особенно после принятия закона о «пенсионной реформе», а если бы не «крымский консенсус» и отсутствие вменяемой повестки у системной оппозиции, то потеря популярности могла случиться и раньше.
К новому электоральному циклу готовится все еще крупнейшая партийная структура России, с влиятельным аппаратом, мощным административным и материальным ресурсом, сильной политтехнологической машиной, но по-прежнему без внятной идеологии, с размытыми целями, усиливающимся расколом внутрипартийных групп влияния, со снизившимся рейтингом и растущим антирейтингом.
Председатель правления «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в своей статье, опубликованной в «Российской газете», пишет, что ЕР для победы необходимо «предложить и согласовать с гражданами новый общественный договор и обеспечить реализацию антикризисных мер». «Насколько партия готова к этой работе, наглядно показали события последних месяцев», - отмечает Костин, перечисляя собранные по призыву лидера партии Дмитрия Медведева 400 млн руб. и другую помощь нуждающимся, работу над законами, организацию волонтеров. Хотя, было бы странно, если законодательная ветвь власти перестала бы функционировать в чрезвычайных условиях.
Что касается помощи гражданам, то в первый месяц карантина местами наблюдалась полная растерянность регионалов. Губернаторы и местные партийные функционеры по привычке ждали сигнала из Москвы. Поэтому термин известного американского писателя Нассима Талеба «антихрупкость», о котором говорит Константин Костин, пока едва ли применим к действиям ЕР в эпоху коронакризиса. Скорее, надо говорить о нашей «кондовости», от которой, наоборот, нужно уходить. Людям, помимо материальной поддержки, которую оказывает государство, сейчас необходима психологическая помощь. Многие растеряны и находятся в депрессии ввиду изоляционных мер и краха привычного уклада жизни. На это стоит обратить внимание волонтерской организации ЕР в первую очередь.
Костин, упоминая прошлогоднюю статья Медведева, где говорится, что «основными элементами успешной электоральной стратегии партии на выборах 21-го года должны стать поддержка гражданских инициатив, цифровизация и сервисность», справедливо отмечает, что в ЕР не отказались от праймериз, и даже реализуют онлайн голосование на собственной платформе. Не будем забывать, что площадка в первые дни работы не выдержала наплыва пользователей, которые были привлечены в том числе административными методами. К тому же, вся процедура походит на тест-драйв будущего дистанционного голосования в масштабах страны.
Что могла бы сделать партия в новых условиях, на наш взгляд?
1. Оказать массовую помощь людям по преодолению последствия кризиса. Сделать что-то большее, чем раздача коробок с продуктами, которые, еще и периодически сопровождаются скандалами с закупочными ценами и качеством наполнения. Слабой стороной бюрократии остается информирование граждан о положенных им компенсациях от государства, актив ЕР может доносить эту информацию во всех структурах и предприятиях, использовать волонтеров и собственные ресурсы в социальных сетях и СМИ. Привлекать специалистов по праву и экономике, психологов, проводить бесплатные консультации. Общественные приемные не должны пустовать ни дня.
2. Выступить с новыми инициативами поддержки предпринимателей, но не декларативными и популистскими, а потому неисполнимыми, а с реальной экономической программой, вступив в конструктивный спор с правительством по части вопросов. Например, по вопросу создания реестра пострадавших отраслей и видов деятельности, оценки ущерба на земле, установленного в ходе диалога с гражданами.
3. Видным единороссам-регионалам пора научиться общаться с людьми как офлайн так и онлайн, быть готовым к критике и дискуссии, пытаться убедить избирателя не через агитатора, а напрямую, быть всегда на связи.
4. Не на словах, а на деле развернуться «лицом к молодежи», реформировав аморфную «Молодую Гвардию». Модернизировав политическое направление, устремить основные усилия на актуальное творчество, предпринимательство, спорт, самовыражение.
5. Взять на вооружение инструменты оппозиции и критиковать нерадивых исполнителей без оглядки на партийную принадлежность, если их нерасторопность или некомпетентность мешает исполнению указаний президента.
Бить критиканов их же оружием – контроль госзакупок и качества ремонта дорог.
6. Развернуть и возглавить широкую дискуссию о будущем страны и пути развития, тех же нацпроектов, применить модный сегодня agile, когда проект меняется вместе с изменяющимися условиями и реалиями и подстраивается под нужды конечного потребителя – народа России, избирателя.
7. Дать возможность проявить себя новым лидерам, в том числе из сообщества медиков, которое сегодня набирает популярность и уважение в обществе. Это должно произойти не только в ходе предварительного голосования, имеющего репутацию непрозрачного и формального механизма, а в ходе реальной работы в «поле», помноженной на авторитет человека.
8. Изменить подход к собственному бренду и позиционированию. «Единая Россия» должна объединять своих сторонников, избавившись сугубо от обслуживающей роли власти. Партия должна вернуть доверие избирателя вне зависимости от его профессии и социального статуса (того же нищающего «среднего класса»).
Вместе с тем, необходимо избавляться от тех негативных черт, с которой ассоциируют партию в последнее время, и что являются факторами снижения популярности ЕР среди избирателей.
• Перестать быть добровольно-принудительной структурой чиновников всех уровней, дав возможность «словоблудам и конъюнктурщикам» покинуть ее без каких-либо санкций и упреков.
• Перестать быть инструментом одобрения планов исполнительной власти и, вместе с тем, прекратить «бежать впереди паровоза» с абсурдными законопроектами, пытаясь угодить Кремлю.
• Перестать быть способом получения мандата для криминалитета или не-чистого на руку бизнеса, оставив эту стезю оппозиции.
• Не скрывать источники финансирования, вернуть обязательные членские взносы, использовать фандрайзинг и волонтерские штабы во время избирательных кампаний.
Проблема «Единой Россия», на наш взгляд, в том, что она никак не может стать силой, реально формирующей политическую повестку в стране, не «прислоняясь» к президенту и его администрации, правительству, губернаторам. Грядущая кампания должна показать «партию власти» с новой стороны, развернув все ее мощные ресурсы лицом к людям, оставив в прошлом чиновничий язык пресс-релизов и отчетов. Надо научиться говорить с гражданами об их проблемах, а не о том, что уже сделано и будет сделано еще. Когда люди увидят настоящую «новую» искренность, тогда и они повернутся к государству и его ведущей политической силе. Захотят воспользоваться помощью, одобрят действия, и, в конечном счете, проголосуют.