
Коллаж "Блокнота"
Среди всех глав российских регионов главный аутсайдер – руководитель Дагестана Сергей Меликов, считают в холдинге «Минченко консалтинг». Это одна из самых авторитетных экспертных организаций России по части внутренней политики.
Лидеры, вроде главы Чечни Рамзана Кадырова и мэра Москвы Сергея Собянина, известны всей стране. А подавляющее большинство глав – середняки. Которых можно относительно безболезненно менять, добавим мы.
Неудачливый генерал
Меликов стал главным неудачником очередного рейтинга политической устойчивости глав регионов – самого известного продукта «Минченко консалтинг». Глава Дагестана оказался единственным руководителем из «красной зоны», то есть под прямой угрозой отставки. Эксперты «вменили» Меликову нестабильность в регионе, а также очень серьезные коррупционные разбирательства. В начале августа сотрудники ФСБ и МВД задержали бывшего госсекретаря Дагестана Магомеда-Султана Магомедова. Этот человек долгое время считался правой рукой и даже «серым кардиналом» в команде Меликова. Ему вменяется отмывание криминальных доходов и мошенничество. В рамках дела Магомедова силовики изъяли активы аж на 100 миллиардов рублей, включая топливную компанию «Дагнефтепродукт» и фирму «Дагнотех», которой принадлежит крупный нефтеперерабатывающий завод. Выглядит как чёрная метка Меликову от бывших коллег по силовым структурам.

Дагестан и правда как будто вернулся лет на 15 назад, когда там завершалась контртеррористическая операция, а полицейские в городах больше походили на военные патрули. Из этой республики, крупнейшей на Северном Кавказе, уже давно не было по-настоящему больших хороших новостей. Зато имеется море очень плохих. От исламистских терактов, которых оказались замешаны родственники крупных чиновников до взрыва автозаправки с многочисленными жертвами. Меликов во всех этих ситуациях нередко выглядел со стороны как пожарный, которому не доставили воду, и он вынужден тушить огонь подручными средствами.
Но, если честно, если Меликов уйдет в отставку, по нему можно будет даже скучать. Это один из немногих харизматичных руководителей регионов. Ещё бы: в его биографии участие в первой чеченской войне, «краповый берет», а также должность полпреда президента на Северном Кавказе и второго лица в Росгвардии. Видеозаписи, в которых Меликов распекает чиновников, несколько раз становились хитами соцсетей. А сам глава республики не стесняется костерить подчиненных за промахи в работе и традиционное в этих местах кумовство. Управлять республикой это, судя по всему, помогает несильно.
«Звёзды» на местах
Главы с традиционно крепкими позициями по всем рейтингам, остаются таковыми и у «Минченко консалтинг». Например, в Центральной России двумя лидерами как были так и остались мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Сложно с этим спорить – речь о самом богатом по уровню жизни городе страны и одном из самых зажиточных регионов. Что Собянин, что Воробьев «держат» свои регионы крепко и не допускают даже слабой критики от кого-то более-менее известного. А мэр Москвы и вовсе, по факту, федеральный политик. К примеру, именно Собянин был единственным главой региона, который был приглашен на встречу с Владимиром Путиным по итогам его визита на Аляску. Ещё один лидер – Александр Хинштейн, врио губернатора Курской области. Это едва ли не единственный «провинциальный» губернатор, дважды в 2025 году встретившийся с Путиным. Ну и, конечно же, антикоррупционные разбирательства в Курске и федеральные деньги на восстановление этого региона после вторжения ВСУ также плотно ассоциируются именно с Хинштейном.

На Северо-Западе России лидеры тоже понятны – это мурманский губернатор Андрей Чибис и глава Архангельской области Александр Цыбульский. Первый, как говорят многие собеседники «Блокнота», ставится в пример другим губернатором как мастер пиара региона и как человек, способный достать из Москвы максимум ресурсов для развития своего региона. Чибис и правда ориентирован на нежное выдавливание денег для Заполярья из Москвы. Всё своё пока что шестилетнее правление в Мурманской области он проводит под лозунгом «На Севере – жить!». С такими надписями в Мурманске можно встретить не только плакаты, но даже толстовки и футболки, которые изготавливаются по государственному заказу. Цифры оттока населения из региона этот лозунг, правда, не подтверждают. Но на это многие закрывают глаза. Что до Цыбульского, то это человек, при котором когда-то протестная Архангельская область стала довольно спокойным с политической точки зрения местом. Ну а федеральная поддержка у этого губернатора никогда и не пропадала. Ещё один такой «успокоитель» на Юге России – волгоградский губернатор Андрей Бочаров. Который сделал из своей должности, не самой важной в регионе при его предшественниках, настоящий пост главы региона. Без «ночных губернаторов» и прочей ненужной конкуренции. Ну и понятно, что два других лидера Юга – это крымчане Сергей Аксёнов и Михаил Развожаев. Никаких проблем с контролем над своими регионами у них нет.

При этом, по версии «Минченко консалтинг», пришло время спрашивать за успехи и провалы с глав новых регионов. Фаворит среди них один – глава ДНР Денис Пушилин. Ни острые проблемы Донецка с водой, ни другие связанные с боевыми действиями неурядицы этому не помешали. ДНР по-прежнему восстанавливает вся страна – от массового строительства в Мариуполе (там сейчас живет 400 тысяч человек, почти столько же, сколько до начала боёв за город в 2022 году) до шефской помощи небольшим городкам от регионов «большой России». К примеру, Авдеевкой занимается промышленный гигант – Челябинская область, а Волновахой – Ямал, самый богатый регион России. Три других главы новых территорий оказались среди середняков. И правда сейчас трудно вспомнить громкие успехи главы Херсонской области Владимира Сальдо. А местные чиновники говорят, что он оказался очень неуживчивым человеком, из-за чего в региональной администрации постоянная текучка кадров. Главе ЛНР, самого мирно живущего нового региона, Леониду Пасечнику, тоже пора показывать прорывные результаты. Но эксперты холдинга их не увидели. Наконец, хуже всего чувствует себя запорожский губернатор Евгений Балицкий. Ему ставят на вид «внутриэлитные конфликты» и даже скандал с федеральным руководством. Речь о главе Центризбиркома Элле Памфиловой, которая оказался возмущена своевольным сокращением финансирования избиркома Запорожской области. Склока стала публичной и сильно позабавила наблюдателей. И ударила по позициям Балицкого, ведь это первый случай серьёзных и вышедших наружу «непоняток» между Москвой и «новым регионом».

Понятно, что среди «звёзд» остаётся глава Татарстана Рустам Минниханов и приморский губернатор Олег Кожемяко. Первый не только отстаивает интересы своей республики в Москве и не стесняется успешно конфликтовать из-за этого, но является одним из главных представителей России в исламском мире. А Кожемяко «держит» Приморье и по-прежнему сохраняет репутацию «пожарного Путина», который может легко закрыть любую кадровую «дыру» на Дальнем Востоке.
Примечательно, что эксперты «Минченко консалтинг» отдельно оговариваются, что выборы глав регионов, в общем-то, на их политическую устойчивость не сильно влияют. Какая, к примеру, разница в 2025 году кто идёт на выборы: «варяг» Евгений Солнцев в Оренбурге или местный Денис Паслер в Свердловской области? Любой процент голосов избирателей, который они получат в сентябре не свидетельствует ни о чем. В рост шли и губернаторы с небольшими электоральными результатами, а в тюрьму садились даже те, кто обыгрывал своих «оппонентов» разгромно. Последний пример – уголовное дело в отношении экс-губернатора Тамбовской области Максима Егорова, победившего на выборах в 2021-м году с почти 85% голосов.
Масса «середняков»
Но половина глав регионов, по версии «Минченко консалтинг», это самые обыкновенные середняки. К примеру, в Поволжье в «зелёной», комфортной зоне всего три руководителя. Помимо Минниханова это любимчик Кремля, нижегородский губернатор Глеб Никитин и его пермский коллега Дмитрий Махонин. Все остальные, включая совсем недавно появившихся начальников – середняки. К ним относится один из самых забавных губернаторов страны «самарец» Вячеслав Федорищев или, например, бывший высокопоставленный сотрудник президентской администрации Александр Соколов, управляющий Кировской областью.

В Центральной России «середняков» меньше чем «лидеров». Но к ним относятся как опытные Сергей Ситников (Кострома) и Александр Гусев (Воронеж), так и «новички» вроде бывшего главы Росстата Павла Малкова из Рязани и врио губернатора Тамбовской области Евгений Первышов. Есть и те, кто балансирует над тем, чтобы составить компанию дагестанскому главе Меликову. Например, это брянский губернатор Александр Богомаз, вокруг которого вполне может развернуться еще одно уголовное дело о воровстве на оборонительных сооружениях. Прошлое стоило свободы экс-губернатору Курской области Алексею Смирнову и жизни – его бывшему шефу и экс-министру транспорта РФ Роману Старовойту. Ну и традиционно недалеко от аутсайдеров оказался глава Хакасии коммунист Валентин Коновалов. Правда, он не так давно выиграл вторые для себя губернаторские выборы и полностью встроился в федеральную повестку. Никакой самодеятельности в Москве и борьба с единороссами в самой республике. Нестабильно, но уже терпимо.
Всем главам, по версии «Минченко консалтинг», усложняют жизнь сразу несколько обстоятельств, от них не зависящих. В первую очередь, это повышенная активность силовиков, которые жестко бьют по местным коррупционерам. И связанный с этим передел собственности региональных «баронов». Мы уже вспоминали про Магомеда-Султана Магомедова, но Дагестан далеко не «передовик» по этой части. Главное поле экспериментов с перераспределением активов – это Челябинская область. Именно с неё, вернее с местного олигарха Юрия Антипова, это процесс начался. И продолжается до сих пор. Чего только стоит громкое разбирательство с золотодобывающим холдингом ЮГК фигуранта списка Forbes Юрия Струкова. При этом губернатор Алексей Текслер умудряется сохраняться в «зелёной» зоне и даже встречает в Челябинской области визит Владимира Путина. Ещё один нервный для губернаторов фактор – муниципальная реформа. Федеральный центр настоятельно рекомендует им упразднять сельские поселения, для пущей экономии и управляемости. Но даже те главы, которые прямым текстом от этого отказались, например, Минниханов и Гусев, сильно свои позиции от этого не ослабили. Даже, скорее. наоборот. Так что «отпетлять» можно даже от силовиков и рекомендаций из Кремля – была бы голова на плечах.







