Кировский олигарх, племянник иногагента, объявленного в федеральный розыск, хочет провести в гордуму Кирова команду марионеток.
Пока в Москве полиция уже дважды задержала лучшего друга Анатолия Чубайса - Леонида Гозмана, внесенного Минюстом в реестр СМИ-иноагентов, его родственник-миллиардер Константин Гозман всеми силами старается откреститься от токсичного родства, так как собрался идти на выборы. Точнее, будет пытаться протащить в гордуму Кирова своих марионеток. Сам Гозман, с тех пор как разразился скандал с летчиком Николем Виненко, от «Единой России» и власти отлучен. Но надежды спасти свою репутацию он не теряет: за месяц до выборов в Октябрьском районе Кирова начнется суд, на котором олигарх попытается публично доказать вину пилота Виненко и справедливость своих обвинений. Если это получится, у Гозмана появится шанс лично вернуться во власть.
Новые удары по экологии Кирова
10 и 11 сентября 2022 года в Кирове пройдут выборы: губернатора и депутатов городской думы. Безусловно, наиболее пристальное внимание СМИ и общественности будет приковано к битве за пост главы региона. Она развернется, в первую очередь, между врио губернатора Александром Соколовым, сменившим уволенного Игоря Васильева, и первым секретарем местного обкома КПРФ Сергеем Мамаевым: Мамаев уже стал первым официально зарегистрированным кандидатом в губернаторы. А, скажем, «Справедливая Россия – За Правду», считают эксперты, в Кировской области полностью «слилась» под партию власти, даже не выставив Соколову соперника.
Но для повседневной жизни горожан, зачастую, намного важнее решения, принимаемые депутатами городской представительной власти. Ведь именно они обладают правом передать под застройку очередной зеленый уголок Кирова, втиснуть во дворах «хрущевок» многоэтажный дом или согласовать открытие в черте города предприятия, которое будет день за днем грязью и вонью отравлять быт жителям.
А по информации сотрудников одной из компаний Константина Гозмана, в его планах – не только масштабная экспансия строительной фирмы «Железно» в областной центр, но и существенное увеличение мощностей Кировского мясокомбината.
То есть, уже измучившие горожан навозом караваны свинюшек, которых Гозман везет на убой в центр Кирова, станут еще длиннее, а запах от цехов предприятия – еще невыносимее. Роспотребнадзор еще в 2018-м требовал от компании «Дороничи» прекратить загаживать Киров. Но ничего не изменилось.
Вина компаний Гозмана установлена
В прошлом году депутат местного Заксобрания Светлана Шихова юридически доказала причастность агрофирмы «Дороничи» к загрязнению воздуха в Кирове: эту информацию ей подтвердили после запроса в прокуратуре. По данным надзорного ведомства, компания Гозмана осуществляет эксплуатацию 16-ти объектов оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Материалы проверки были направлены вновь в Роспотребнадзор. Но для олигарха ничего не поменялось.
В ноябре прошлого года похожая история произошла с Чахловицей. Местные жители начали жаловаться на состояние речки: вода в ней помутнела, позеленела и приобрела неприятный запах. Тогда специалисты Минохраны окружающей среды взяли пробы. Они показали: в реку сливают сточные воды. При проверке выяснилось – делают это «Дороничи». Но Гозман расстроен не был: что для него очередной протокол за нарушение экологического законодательства?!
Понятно, ведь «Дороничи» - крупнейший агрохолдинг Кировской области. Он занимает, по некоторым оценкам, до 70% регионального агрорынка, и на 68 % контролируется Гозманом. В свое время, издание «The Moscow Post» писало, что «структура бизнеса предпринимателя весьма запутана. Предприятия банкротятся, поглощаются, переоформляются на лиц, которых недоброжелатели считают всего лишь номиналами. Часто такую схему владения применяют для того, чтобы запрятать «концы».
И Гозман не планирует сворачивать свои разрушительные для кировской экологии проекта. Напротив, он планирует их расширение! А для этого ему требуется согласование планов строительства и выделение участков от кировских депутатов. Вот для чего еврею-свиноводу (а религия запрещает иудеям получать прибыль от торговли некошерными животными) нужны свои люди в гордуме Кирова.
Марионетки Гозмана
Номинальному «единоросу» Гозману абсолютно все равно, представители каких идеологий и партий будут отстаивать его интересы в гордуме. По мнению местных политиков, он просто покупает мандаты для своих марионеток. При чем делается это настолько откровенно и публично, что о покупке Гозманом политиков и партий говорят даже на заседании муниципального парламента.
В частности, на днях депутат Надежда Сураева, которую называют «самым красивым лицом кировской власти», с трибуны гордумы Кирова прямо заявила – Гозман покупает мандаты для своих депутатов от «Единой России», «Новых людей» и «Справедливой России», которые готовы поставить в списки «хоть кошечку с собачкой – лишь бы им заплатили»:
Кировские аналитики считают, что в целом, Гозман намерен получить 4-5 мандатов в городской Думе. За ними он отправляет кандидатов и по округам, и по партийным спискам. Вот те, кого местные эксперты относят к «команде Гозмана»: в «Единой России» - Сергей Копытин (ГК «Железно»), Елена Симбирских (Ректор ВятГАТу, активно сотрудничает с холдингом «Дороничи»»), Александр Михайлов ( зам.директора холдинга «Дороничи»). В «Справедливой России» - Татьяна Демина, директор управляющей кампании. У «Новых людей» - Нина Зянкина (УК Азбука-Быта). Также Константином Гозманом поддерживается лидер списка «НЛ» - Анна Альминова.
Три причины для Соколова бояться Гозмана
Аппаратный юмор в том, что Гозман рвется во власть, в том числе, на плечах представителей «Единой России», в то время, как новый врио главы области Александр Соколов всеми силами от него дистанцируется. Тот понимает, что именно связь с Гозманом во многом предопределила отставку предшественника Соколова – Игоря Васильева.
Основных причин бояться Гозмана у Соколова три. Первая – то, как Гозман добивается своих целей. Поговаривают, что покупает он не только мандаты в Думе, но и чиновников, распределяющих бюджетные средства. А, значит, статьи уголовного кодекса постоянно висят над его «партнерами» от власти. Некоторые - как бывший спикер областного заксобрания Владимир Быков - свой срок уже получили. Но у многих – все еще впереди!
Вторая причина – родство с Леонидом Гозманом, которого внесли в реестр иноагентов-СМИ. Он и друг сбежавшего Чубайса, и соратник Белых, попавшегося в этих краях на уголовщине, и спецоперацию публично осудил неоднократно. А многие в Кирове уверены – именно Леонид Гозман (признан иноагентом-СМИ) помог сформироваться капиталам Константина Гозмана. Такая связь Александру Соколову на заре губернаторской карьеры точно не нужна.
И третья причина, в том, что репутация Гозмана-младшего сильно пострадала в истории с летчиком Николаем Виненко. Виненко – боевой офицер, пилот, который в 2018-м пришел на работу в Киров к Константину Гозману, на тот момент – депутату регионального заксобрания. Два года Николай возил олигарха, его семью, а также друзей и знакомых Гозмана, львиную долю которых составляли федеральные и региональные чиновники, представители правоохранительных органов.
Через два года произошел конфликт: Николай ослушался «хозяина» и не полетел по маршруту из-за опасной погоды. Сделал это при деловых партнерах Гозмана. После этого из-за оскорблений и давления Виненко был вынужден уволиться, а олигарх, словно, обезумев от непослушания бывшего сотрудника, решил предать его суду и упрятать в тюрьму. Начал предъявлять Николаю все возрастающие суммы ущерба: с 3,6 млн сумма постепенно дошла до 28,5 млн.
Полеты как форма взятки
В свою очередь, Николай публично рассказал, кто из областных чиновников (включая бывшего уволенного губернатора Игоря Васильева и осужденного на 8 лет спикера Заксобрания Владимира Быкова) использовал вертолет в своих целях, и как потом за это рассчитывались с олигархом.
Подробно об этой истории рассказали лучший юрист России среди женщин Екатерина Гордон и главный редактор сети «Блокнот» Дмитрий Носков в программе «Партия Праведного Гнева».
Виненко отмечал, что пресловутое летное топливо (те самые 200 тонн, которые он якобы «украл») было потрачено на «неофициальные рейсы» Гозмана и чиновников:
- Я понял, что перелеты проходили за счет денег, которые поступали как субсидии на развитие деятельности агрохолдинга «Дороничи». Меня обязывали не фиксировать эти полеты, чтобы для бухгалтерии не было потерь, - пояснял Николай.
Со слов Николая, «покатушки» на вертолете Гозмана могли быть формой взятки для местных чиновников и правоохранителей – даже непродолжительный полет стоит порядка 1 млн. руб. По счастливому совпадению, летавшие бесплатно чиновники, так или иначе, были связаны с бюджетом, выделением субсидий, кредитов, вопросами снижения налоговых ставок. И по всем этим направлениям дела у «Дороничей» шли просто отлично. По оценкам местных экспертов, только за последние три года компании холдинга «Дороничи» получили более 2 млрд рублей государственной поддержки.
Жизнь превратилась в кошмар
После таких откровений жизнь Виненко превратилась в кошмар и постоянную борьбу. Дело в том, что следователи полиции и СК относились к Николю так, будто он обидел их близких – по сути, мстили вместо олигарха. Вот что рассказывал летчик :
- Я многодетный отец. У меня два сына и дочь. Еще летом 2020 г. на меня оказывалось давление. Было арестовано единственное жилье. Приезжали к моей сестре в Питер. Даже до мамы в Ростове добрались, и до старой бабушки. Хотели своими методами сломать людей. Убеждали свидетельствовать против меня.
Кировские правоохранители пугали жену и детей, забираясь ночью во двор дома, не давали работать Николаю бесконечными и бессмысленными повестками в СК, возили его через полстраны закованным сразу в двое наручников. В прошлом году пытались похитить из больницы, где он лежал после операции, вызванной последствиями ковида. Спасли Николая ростовские медики, наотрез отказавшиеся выдавать Виненко: в дороге он мог просто умереть.
В конце концов, по недоказанному обвинению Первомайский суд Кирова отправил Николая в СИЗО №1. Но областной суд решение Первомайского отменил и Николая выпустил.
И все это происходило в условиях, когда вина Николая не была не только доказана, но даже – рассмотрена судом! Вот почему действия кировского олигарха Гозмана, местных следователей и судей стали поводом для возмущения жителей десятков регионов страны, узнавших о происходящем из СМИ.
Именно после этого «Единая Россия» и отлучила Гозмана «от тела», потребовав восстановить репутацию. Сделать это у олигарха пока не получилось. И поэтому он отправляет вместо себя на выборы команду марионеток.
Хотелки Гозмана
Но любая связь с Гозманом для кандидатов сегодня – это риск! Люди в курсе тех обвинений, которые прозвучали в его адрес от Николая Виненко. А мало кто захочет отдать свой голос марионетке олигарха, получившего, по мнению СМИ, доступ к бюджетным средствам с помощью взяток.
Гозману необходимо срочно убедить людей – это все клевета и оговор, а сам он белый и пушистый. Олигарх надеется изменить ситуацию в свою пользу с помощью судебного процесса. 8-9 августа в Октябрьском районе состоятся предварительные слушания по делу Николая Виненко. То есть, летчику наконец-то предъявят обвинения, за которые уже сажали в тюрьму!
На слушаниях заявлено почти 100 свидетелей. Считающий себя потерпевшим Гозман пригласил выступить в суде почти всех своих ближайших подчиненных. Тут и начальник охраны, и финансовый директор, и учетчики, и бухгалтерия в полном составе. Любопытно, конечно, может ли доверять суд словам тех, кто свидетельствует в пользу своего работодателя? Ну, это вопрос к Фемиде.
Ущербная логика
Гораздо веселее то, что юристы олигарха решили притащить в суд абсолютно всех, с кем у Николая Виненко за последние годы были хоть какие-то денежные связи. Например, сослуживцев-летчиков, которым Николай занимал или брал у них в долг: еще до работы в «Дороничах».
Оказалась там и хозяйка квартиры, которую Виненко снимал в Кирове: он рассчитывался с ней переводом.
Допросят продавца рыбы с рынка: тот, по неосторожности, трижды продавал Николаю речную снедь: на 600, 900 и 1200 руб. Теперь предстанет за это перед судом! Расскажет про глобальные махинации в рыбном бизнесе!
Кстати, о рыбе: в списке есть финдиректор одной из компаний Гозмана, который перевел улетавшему на Камчатку Николаю 100 тыс. руб. на покупку красной икры. Для себя любимого. Икру летчик привез, а финдиректор ее давно съел (хочется надеяться, что не в одно лицо). Но тут, вдруг, икорочка оказалась включена в ущерб – «а, докажи-ка, мол, Коля, что ты мне ее отдал, а не съел сам еще в небе?!»
С ущербом в этом деле как-то так же все обстоит. Скажем, Гозман велел отлить топлива в самолет друга-олигарха. Отлили. Но подобные подарки никак не оформляются документально. Значит, отлитое другу топливо можно смело записать в ущерб, и попытаться взыскать с Виненко!
Примечательно, что конечную сумму ущерба героически подсчитал в Экселе сам следователь Егор Огородников, ведущий дело: не стал рисковать и приглашать специалистов бухгалтерского и аудиторского учета. И это абсолютно правильно: вдруг те по недоразумению, скажем, красную икру из ущерба вычеркнут? А человек-то уже надеется!
В общем, суд обещает быть интересным! Ну, или, как минимум, очень длинным: 100 свидетелей и каждый со своей историей о рыбе, красной икре и вертолетном топливе. Вот только вопросы бюджетной помощи, оказанной за использование этого топлива, на заседании рассматривать не будут. Как и личное участие в чиновников и депутатов в выделении денег из казны. А ведь эта тема может оказаться поинтереснее!
Чтобы не лишать жителей Кирова полезной информации об их летающих чиновниках и депутатах, Николай Виненко сделал встречный ход: выдвинулся от КПРФ на выборы в гордуму по 11-му округу. Так что, дебаты тоже предстоят яркие!