Куда Белозеров поведет поезда Якунина

ПОЛИТИКА1 комментарий
Куда Белозеров поведет поезда Якунина

Над чем и с кем будет работать новый глава РЖД Олег Белозеров.

Новый глава РЖД Олег Белозеров – человек с отличной репутацией в сфере автомобильных дорог, но совершенно незнакомый участникам железнодорожной отрасли. С высоким постом в наследство ему достались раздутые расходы монополии, невыполняемая с 2003 года программа структурной реформы, а также многочисленный и не всегда эффективный аппарат. «Блокнот» попытался разобраться, какие изменения с приходом нового участника последуют в железнодорожной отрасли, структуре РЖД и внутренней политике России.

Напомним, что 20 августа премьер-министр Дмитрий Медведев назначил первого заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова главой РЖД. Экс-главу монополии Владимира Якунина на прошлой неделе врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов внес в тройку кандидатов в члены Совета Федерации.

Во время назначения Белозерова, Медведев определил ему два главных направления работы. Первое - уделить внимание бюджету и инвестициям компании «с учетом сложных параметров нынешнего состояния экономики, дохода »Российских железных дорог". Второе - улучшить ситуацию в сфере пассажирских перевозок.

- Люди недовольны, когда маршруты отменяются, с другой стороны, железная дорога должна за это деньги получать, а не просто в убытке находиться и иметь ресурсы для развития, - сказал премьер.

Белозеров заявил, что на новом посту намерен сосредоточиться «на продолжении повышения эффективности деятельности компании».

В последние годы правления Якунина у РЖД была консервативная позиция «нет и еще раз нет» в отношение всего, что было направлено на развитие рыночных драйверов, считает публицист Андрей Гурьев.

- Нет - программе либерализации локомотивной тяги (наиболее спорный этап реформы РЖД, заключающийся в формировании сектора частных железнодорожных локомотивов - прим. Блокнот), нет - созданию управляющей инфраструктуры рынка, нет – появлению независимых перевозчиков, - перечисляет он. – Говорили только о повышении тарифов и субсидиях. Этот путь был избран как генеральный, причем не на проекты, а на операционную деятельность. В последнее время Якунин стал таким государственником, все мысли его были только о госвливаниях, фантастических поясах развития, триллионных вложениях. Он в каком-то другом экономическом мире жил. Это даже Путину не могло не надоесть.

Гурьев видит в этом одну из основных причин ухода Якунина с поста.

О заморозке реформ в РЖД также говорит доцент РОАТ МИИТ Фарид Хусаинов. Он обращает внимание на Программу структурной реформы РЖД 2001 года, из которой выполнены лишь первые шаги, а остальные остались нетронуты.  По его мнению, есть смысл вернуться к этой программе, понять, нужно ее продолжать или нет.

- Если мы мыслим стратегически, то тот маленький кусок реализованной программы дал очень позитивные результаты. Грузооборот растет уже 15 лет. Хотя если сейчас либерализовать локомотивы, наверное не будет такого количества желающих, как было бы пять лет назад. Возможно, удачный момент упущен и настанет позже, - резюмирует Хусаинов.

Среди необходимых аспектов по реформированию железнодорожной отрасли собеседники «Блокнота» называют появление частных перевозчиков, создание сектора частных локомотивов, разгрузку сложной инфраструктуры некоторых участков дороги, снятие излишних обременений на оборот имущества ОАО РЖД. Наращивать доход компании они считают выгодным через грузовые, а не пассажирские перевозки.

- Пассажирские перевозки – вопрос сложный, но не приоритетный для отрасли, он решится позже, -полагает Андрей Гурьев.

В числе проблем Хусаинов отмечает излишнюю централизацию структуры РЖД.

- Когда программа писалась, авторы предполагали децентрализацию аппарата компании. Получилось наоборот: все права забраны в центр. Сейчас велико недовольство излишней централизацией функций в РЖД, которая приводит к излишней громоздкости многих процессов, - говорит он.

От нового непубличного руководителя ожидают сокращения и смены кадров, но пока только предполагают, кто придет им на смену.

Эксперты отмечают активное участие Белозерова во внутриполитических группировках. Еще в Минтранспорта он курировал весь финансовый блок (в том числе и ОАО РЖД) и был глубоко погружен в дела отрасли. Он был не просто «рядовым замминистра»: курировал «проекты госзначения, в частности саммит АТЭС, Универсиаду в Казани». В студенческие годы Белозеров находился в хороших отношениях с Андреем Лихачевым, руководившим «Ленэнерго», МОЭК и другими крупными энергетическими компаниями страны. «Ленэнерго» является первым местом работы в официальной биографии нового руководителя главы РЖД.

- Олег Белозеров - представитель группировки братьев Ротенбергов, не дружащей с Якуниным – это административно-экономическая группа, в которой важнейшую роль играют сами братья, первый заместитель министра внутренних дел Виктор Золотов и помощник президента Игорь Левитин, бывший министр транспорта, - говорит российский публицист Владимир Прибыловский. Он и Андрей Гурьев уверены, что должностью главы РЖД, как и многим другим, Белозеров обязан Левитину. Эти отношения могут привести в РЖД сотрудников из разных групп интересов.

По словам Гурьева, Левитин еще с середины нулевых заявлял о необходимости создания рынка перевозчиков, а не операторов в РЖД, конкурирующих на государственной инфраструктуре.

- Он говорил, что мы на этой стадии немного затормозили, но надо обязательно продолжать. Якунин заблокировал это движение. А недавно появился Совет потребителей ОАО РЖД, который возглавляет генеральный директор компании «Глобалтранс» Сергей Мальцев, один из врагов Якунина. Он предлагает операторскую модель, один в один похожую на левитинскую. Думаю, что теперь в РЖД усилится это направление, придет команда Левитина, - говорит он.

По мнению Прибыловского, Белозеров, имеющий отношение как к бизнесу Ротенбергов и связям Левитина в Минтрансе, не вызовет разногласий у элитных групп и будет реализовывать задачи обеих. Об этом также говорят неназванные собеседники «Ведомостей». Кроме того, новым назначением Белозерову могли дать возможность вырасти из олигарха третьего порядка в более крупного чиновника.

- РЖД – большая кормушка. Возможно, наверху решили, что Якунин закормился и пора подкормить других людей. РЖД также связано со структурой вокруг железных дорог, например, гостиницами по трассе, которыми владеет сын Якунина Андрей, - утверждает публицист.

В контексте приятельских взаимоотношений Путина и Якунина, назначение второго в СовФеде неминуемо, уверен Прибыловский. О том, хорошо или плохо, что экс-глава РЖД ушел со своего поста, можно будет судить по должности в верхней палате парламента.

- Рядовая должность сенатора предполагает опалу, понижение Якунина, а должность вице-спикера или председателя – повышение, сплочение руководящего ядра кремлевской олигархии, - говорит он.

Результаты внутренних переговоров по Якунину можно будет увидеть уже в середине сентября. В то же время о том, чьи интересы будет представлять Белозеров на новом месте, однозначно можно будет определить только после его первого публичного выступления.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 1 раз