Как Эммануэль Макрон пытается заработать политические очки внутри Франции и за ее пределами в преддверии президентских выборов, намеченных на 2022 год.
Редакция «Блокнота» разбиралась, как Эммануэль Макрон пытается заработать политические очки внутри Франции и за ее пределами в преддверии президентских выборов, намеченных на 2022 год.
Президент Франции Эммануэль Макрон призвал иностранные силы, включая российские и турецкие, покинуть территорию Ливии. Об этом он заявил на встрече с главой Президентского совета Ливии Мухаммадом Менфи в Елисейском дворце.
«Турецкие боевые силы, российские боевые силы, иностранные бойцы, импортированные ими или другими на землю Ливии, должны ее покинуть как можно быстрее», — заявил Макрон.
Ситуация в Ливии
Известно, что противостояние иностранных сил в Ливии продолжается с 2011 года, после того, как поддерживаемые западными странами повстанцы свергли лидера страны Муаммара Каддафи. Богатая ресурсами страна на долгое время превратилась в поле столкновения интересов. На фоне этих событий в Ливии начался разгул бандитизма, который привел к масштабным военным действиям. До недавнего времени в стране действовали несколько политических блоков, поддерживаемых извне.
В начале марта в Триполи сформировали Правительство национального единства (ПНЕ) Абд аль-Хамида Дабибы. Это правительство технократов, задачей которых является организация выборов. На востоке страны борется с терроризмом Ливийская национальная армия. На западе до сих пор действуют вооруженные группировки, которые промышляют грабежом и наркоторговлей. Они постоянно воюют друг с другом и боятся потерять «привилегии», полученные в ходе гражданской войны.
При этом с 23 октября 2020 года в североафриканской стране действует режим прекращения огня, подразумевающий вывод иностранных сил в течение трех месяцев с подписания соглашения.
Однако это не мешает Турции перебрасывать в Ливию сирийских боевиков и вооружение. Анкара преследует в Северной Африке свои интересы – нефть и возвращение Триполи под свой контроль. Известно, что до 1911 года территория современной Ливии входила в состав Османской империи.
В 2020 году пересечение интересов Парижа и Анкары в Ливии привело к обострению ситуации, когда турецкий корабль взял на прицел французский фрегат «Курбе» в Средиземном море. Другое столкновение Франции и Турции, подорвавшее шансы двух стран на нормализацию отношений, произошло в Нагорном Карабахе, где Макрон выступил на стороне Армении, а Турция поддержала Азербайджан.
Франция не может просто игнорировать события в Ливии и активно участвует во внутренних политических процессах. Это подтверждают регулярные визиты представителей ливийского правительства в Елисейский дворец.
Зачем это нужно Макрону?
В 2022 году французский лидер намерен участвовать в президентских выборах. Результаты опроса Harris Interactive показывают, что Макрон все сильнее отстает от лидера «Национального объединения» Марин Ле Пен, которая увеличивает разрыв. Ее поддерживает коренное население Франции и чем больше действующий президент «топчется на месте», тем сильнее позиции Ле Пен.
Активное участие в ливийских событиях может повысить рейтинг Макрона среди населения Франции арабского происхождения. По состоянию на 2018 год в общей сложности иммигранты и их прямые потомки составляли 14 миллионов человек (20,9% населения страны). Большинство из них — арабы, чье пребывание во Франции сопровождается многочисленными проблемами.
Пытаясь решить их не только внутри страны, но и за ее пределами, в арабском мире, Макрон может набрать себе политические очки за счет беженцев, которых предусмотрительно наделили правом голоса. Как известно, французский лидер сейчас нуждается в каждом избирателе.
Проблемы Макрона
Евросоюз после Brexit стоит на двух столпах — Германии и Франции. Сейчас все внимание ЕС приковано к относительно молодому и энергичному французскому президенту на фоне ослабления позиций канцлера Германии Ангелы Меркель. Макрон должен стать лицом, представляющим интересы Европы во всем мире. Однако его рейтинги говорят об обратном – ему не доверяют даже собственные избиратели, что уж говорить о его репутации в других странах.
Макрон, будучи президентом страны, чье население на 20% состоит из мигрантов, имел неосторожность вызвать на себя гнев мусульман. Он резко высказался относительно убийства учителя Сэмуэля Пати, который на уроке показал карикатуру на пророка Мухаммеда. После этого 18-летний чеченец Абдуллах Анзоров обезглавил преподавателя.
«Ислам – это религия, которая переживает кризис во всем мире. Мы не верим в политический ислам, который несовместим со стабильностью и миром во всем мире», – сказал Макрон. Он подчеркнул, что убийства из-за оскорбления пророка недопустимы.
После этого на него обрушился поток критики. Его называли исламофобом и лидером террористов, прикрывающимся свободой слова.
Не Наполеон
На внешеполитической арене Макрон преуспел не больше, чем на внутренней. Франция стала частью западной военно-дипломатической культуры, у нее нет ни желания, ни возможностей изменить этот расклад.
Отношения с США не заладились после критики Североатлантического альянса. Франция вернулась в состав НАТО в 2009 году, надеясь усилить свое военное влияние. Однако в 2019 году Макрон диагностировал у альянса «смерть мозга». Эти слова вызвали возмущение западных правительств. Вашингтон был шокирован предложением Макрона о создании европейской армии.
Отношения с Германией осложнились из-за несогласованности позиций Меркель и Макрона по «Северному потоку-2». Французскому лидеру не нравилось стремление Германии «выстроить шеренгу» из европейских стран и подчинить их себе.
Другой дипломатический провал Макрона коснулся Италии. Париж обвинил Рим в постоянных нападках, безосновательных атаках и обидных ремарках. Французский МИД даже отозвал своего посла из Италии.
Также французский лидер был подвергнут критике за признанием Хуана Гуайдо официальным временным президентом Венесуэлы без законных оснований.
Одельного внимания заслуживает деятельность Макрона в Центральноафриканской Респубилике. Сейчас правительственная армия пытается освободить страну после попытки государственного переворота боевиками «Коалиции патриотов за перемены» (CPC). Они присягнули на верность бывшему президенту ЦАР Француа Бозизе, которого активно поддерживал Париж. Кандидата не допустили на выборы, и он предпринял попытку военного переворота. В Сети опубликовали письмо Бозизе к Эммануэлю Макрону с просьбой помочь «оппозиционной» группировке CPC.
У Парижа постколониальное отношение к странам Африки. В соседнем Чаде президент республики Идрис Деби с 1990 года обслуживает интересы Франции. В частности, помогает дестабилизовать обстановку в ЦАР. Макрон намерен вернуть влияние Франции на африканские страны и получить доступ к ценным ресурсам.
Однако помешать его планам могут российские специалисты. Сообщения о российских инструкторах, которых некоторые СМИ связывают с «ЧВК Вагнера», в ЦАР, помогающих правительственной армии громить боевиков Бозизе, наводит ужас на Макрона.
Очевидно, что плачевные позиции Эммануэля Макрона во Франции и на внутренней арене вынуждают его предпринимать весьма опрометчивые шаги и делать абсурдные заявления по вопросам, которые далеки от его компетенции.
Требование по Ливии является результатом погони Макрона за статусом «лидера Европы», который ему может достаться после ухода Меркель.
Французский лидер пытается набрать политические очки среди избирателей арабского происхождения и добиться уважения от международных лидеров.
Однако чувство собственной важности мешает Макрону беспристрастно оценить свои возможности. Его действия на посту лидера Франции говорят о том, что до всемирного признания ему еще далеко.