«Если партию не зарегистрируют, будем искать другие способы участия в политической жизни», – заверил «Блокнот» Константин Калачёв.
Самое необычное политическое возрождение может в ближайшее время состояться в России. О намерении воссоздать легендарную «Партию любителей пива» (ПЛП) объявили её отцы-основатели – политолог Константин Калачёв и юрист Дмитрий Шестаков. Они рассчитывают принять участие в думских выборах 2026 года и не исключают, что могут собрать на них до 35% голосов.
Воссозданная ПЛП, по задумке авторов, будет продвигать идеи «прямой демократии», а деньги на партийную деятельность они уже начали искать у российских пивоваров. «Блокнот» пообщался с Калачёвым и выяснил детали грядущего «реюниона».
Кому понадобилось возрождать ПЛП?
По словам Константина Калачёва, идею возрождения ПЛП «выносил» бывший председатель этой партии Дмитрий Шестаков. «Он успешный юрист, всё у него хорошо. То есть, ему прекрасно и так, но душа просит. Меня он убедил поучаствовать в воссоздании партии тем, что предложил пошаговый план. И пообещал что займется организацией и юридическим сопровождением. Тем более, что специалисты, готовые взять на себя эту часть уже есть», – рассказал Калачёв.
Он уточнил, что Шестаков, убеждая, ссылался «по большей части на личный опыт». «Мол, все говорят, что мы тогда просто не в то время попали, а сейчас – как раз самое время. Ведь партий в стране, по факту, ровно одна. Это “Единая Россия», которая, если верить соцопросам, представляет интересы 20% россиян. У остальных своего представительства нет. Кризис партийности налицо. Почему бы этим не воспользоваться?”, – объяснил политолог. Он добавил, что в обсуждении фигурировал и пример экс-кандидата в президенты РФ Бориса Надеждина, неожиданно получившего значимую поддержку от избирателей.
Задача возрожденной ПЛП – принять участие в думских выборах 2026 года. «Я пару раз в последнее время ставил ПЛП в опросы. Они показывают электоральный рейтинг в 3-4%. А допускают возможность за нее проголосовать 30-35% избирателей», – рассказал «Блокноту» Калачёв. По его словам, у Шестакова уже есть «видение обновленной программы» ПЛП: «По факту это тема прямой демократии». Калачёв сравнил будущую партийную позицию с тем, что предлагала избирателям итальянская партия «Движение “Пять звёзд»” «в период расцвета». В середине 2010-х эта партия использовала так называемую IT-платформу Rousseau: члены «Пяти звезд» могли голосовать за то кого включить в списки партии на выборы и даже вносить законодательные предложения, минуя целые этажи бюрократии. Авторов идеи возрождения ПЛП вдохновляет пример их коллег из «Пивной партии Австрии». Её кандидат в президенты страны, панк-рокер Марко Пого стал третьим на последних выборах, а нынешний электоральный рейтинг партии достигает 6%. Впрочем, ни в одном из парламентов Австрии пивная партия пока представителей не имеет.
Что такое ПЛП?
Калачёв и Шестаков называют датой рождения оригинальной версии ПЛП вечер 25 декабря 1993 года, когда они встретились чтобы попить пива после неудачных для себя выборов. Первый за две недели до этого не смог стать депутатом Госдумы, второй – не прошел в Моссовет. Обсуждение политической ситуации дошло до того, что они оповестили знакомых журналистов о создании «пивной» партии. Тем так понравилась идея, что они сами начали её «разгонять», и уже вскоре Калачёв с Шестаковым, как генсек и председатель ПЛП дали свою первую пресс-конференцию в пивбаре «Гамбринус».
Несмотря на «несерьёзное» название идеи у партии были вполне здравые. ПЛП выступала за прекращение уже вовсю шедшей Первой чеченской войны, а также за объединение россиян вне зависимости от их идеологии. Пусть даже общим для них станет не какая-то глобальная идея, а пиво. ПЛП известна несколькими запоминающимися акциями. Например партийцы объявили, что власть в стране захватила партия любителей водки (имелся в виду президент Борис Ельцин, уже тогда замеченный в пристрастии к «беленькой»), и ничего хорошего из этого получиться не может. Чтобы пересадить президента на более лёгкий напиток, ПЛП даже прислала ему ящик пива.
К думским выборам 1995 года партия смогла собрать деньги на кампанию (около 300 тысяч долларов, по словам Калачёва) и запустила по ТВ свои агитационные ролики. Немало людей помнят их до сих пор.
Тем не менее, всерьез избиратели ПЛП, очевидно, не восприняли. Партия набрала лишь 0,62% и стала 26-й из 43-х участников выборов. В 1998 году партия не была перерегистрирована, и Минюст РФ её упразднил.
Что с формальностями?
По действующему законодательству, партия может выдвинуть свой список и не собирать подписи избирателей в его поддержку, если будет иметь хотя бы одного депутата в парламенте любого региона страны. Причем стать депутатом представитель партии должен именно по списку, а не победив в одномандатном округе. Чтобы выполнить это условие у ПЛП, в хорошем случае, будут две попытки – в сентябре нынешнего и 2025 года, когда в стране пройдут региональные «единые дни голосования». Среди вероятных ближайших вариантов – намеченные на 2024 года выборы в законодательные собрания Волгоградской области и Хабаровского края. Первая славится своим протестным голосованием, кроме того для основателей ПЛП Волгоград – не чужой город. Там в начале 2000-х Калачёв был вице-мэром. А Хабаровский край уже доказал что может выдавать политические сюрпризы: достаточно вспомнить избрание в 2018 году губернатором представителя ЛДПР Сергея Фургала.
Но дело может не дойти даже до региональных выборов. По официальным данным Центризбиркома, на 7 декабря прошлого года в России было 25 партий, имеющих право участвовать в выборах. Последний успешный пример регистрации новой партии (а ПЛП формально будет считаться созданной с нуля) – это «Новые люди», созданная 1 марта 2020 года. Она, и правда, уже добилась многого – имеет фракцию в Госдуме и даже своего кандидата в президенты – Владислава Даванкова. Но после «Новых людей» никому не удавалось пробраться через установленные Центризбиркомом барьеры. Но основателей ПЛП это, похоже, не останавливает. «Если партию не зарегистрируют, будем искать другие способы участия в политической жизни», – заверил «Блокнот» Константин Калачёв.