Вместо выполнения благородного дела «голубые каски» сами встали на путь беззакония.
Миротворцы ООН, которых отправили в Центральноафриканскую Республику, должны были восстановить порядок и помочь стране выйти из кризиса, вызванного боевиками. Однако вместо выполнения благородного дела «голубые каски» сами встали на путь беззакония.
Сотрудники многопрофильной миссии ООН (МИНУСКА) крепко вцепились в богатства ЦАР, и теперь всеми силами пытаются оправдать присутствие на территории республики. При этом, как выяснилось, руководство ООН не контролирует, кого отбирают в ряды миротворцев и отправляют в африканскую страну.
Более того, преступников набирают не только в ряды «голубых касок», но и в число их командиров. Генерал Али Заид Мурабак аль-Хайр, виновный в 500 казнях мавританских солдат, стал начальником батальона МИНУСКА в столице ЦАР. Многочисленные правонарушения миротворцев ООН прокомментировал доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им Г. В. Плеханова, член экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев:
«В ЦАР направляются лица, которые, скажем так, не совсем добропорядочные. Они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы попасть в государство, где еще не до конца стабилизировалась обстановка после кризиса безопасности. Этакие ООН-овские оборотни по сути. Когда мы говорим о миротворцах, то подразумеваем благо и стражей правопорядка, а на деле получаем маргиналов в голубых касках.
При этом международная организация не хочет обращаться к сильным игрокам, и набирает бойцов в странах третьего мира, которые не знают, что такое закон и международное право. Плюс это дешевле. В итоге, миротворцы из обделенных контингентов ищут дополнительный заработок. Разумеется, нелегальный. Они думают, что если им дали оружие, то они имеют право отнимать деньги у населения».
Спикер заявил, что деятельность миротворцев ООН на территории ЦАР оскорбляет память людей, погибших за благое дело. Напомним, что «голубые каски» не могли решить проблему с бандитизмом в республике на протяжении многих лет, пока в стране по приглашению официальных лиц и с санкции Совбеза ООН не появились российские инструкторы (западные СМИ часто относят их к «ЧВК Вагнера»).
«Такое ощущение, что ООН обещает им не высокие зарплаты, а возможность легкой наживы грабежами и насилием. Они не руководствуются порядком и дисциплиной. Их деятельность порочит честь настоящих миротворцев, которые ради дела отдают жизни».
Одна из главных проблем состоит в том, что многопрофильная миссия давно уже не оправдывает необходимость собственного присутствия в африканской стране. Как следствие, ее сотрудники начинают искусственно дестабилизировать обстановку в регионе, чтобы легализовать нахождение миротворцев в ЦАР перед мировой общественностью.
«Миротворческая система ООН нуждается в глобальном очищении, потому что в текущем виде она представляет из себя порочный круг. Когда мы говорим о проблеме, мы создаем структуру для ее решения. Когда проблема решается — структура исчезает. Это исчерпывающе описывает ситуацию с МИНУСКА, которые не готовы прекратить деятельность и отказаться от выгоды.
Если создается подобный орган, то у него должны быть правила и срок деятельности. Иначе миротворцы могут засидеться, как это и произошло в ЦАР. В отсутствии рамок они сами решают, пора им уходить или нет. Однако, если нет результата, дело-то не в насилии, а в том, что миротворцы ему потворствуют. Оценка деятельности и эффективности сотрудников МИНУСКА скажет о них больше, чем кто-либо. Они не способствуют установлению правопорядка, они наносят ему вред. От миротворцев там одно название, повторю», — возмутился Перенджиев.
Несмотря на многочисленные доказательства преступлений, руководство миссии не наказывает сотрудников и не инициирует судебные разбирательства. «Голубые каски» видят, что их провинившихся товарищей не привлекают к ответственности, и окончательно теряют страх перед законом.
«Вооруженная структура не может быть неконтролируемой. Именно поэтому миротворцы так хорошо себя чувствуют, находясь в атмосфере полной безнаказанности. Как на войне, знаете, делаю с врагом что хочу. Но это же не война. Миротворцы должны отвечать за преступления как перед международным правосудием, так и перед органами страны, в которой произошло злодеяние.
Не стоит забывать про дипломатическую неприкосновенность, которую им ООН дает. Именно руководство организации и должно лишить их привилегий. Иначе преступления продолжатся. МИНУСКА должна ужесточить критерии отбора, чтобы маргиналы не имели возможности попасть в миротворческие ряды. В ином случае стоит весь контингент объявить вне закона и депортировать из страны как преступников. И искать виновных, безусловно».
Перенджиев объяснил, что большую часть преступлений можно попытаться пресечь глобальным освещением проблемы. Также он предположил, что в сложившейся ситуации виновна продажность руководства миссии:
«Кто-то платит деньги для поддержания присутствия миротворцев. А те в свою очередь отбивают вложения доступными путями. Преступники получают статус миротворцев и без какого-либо страха занимаются нелегальным бизнесом, прикрываясь положением. У них явно хорошая крыша, за которую они платят. За ними надо следить, надо освещать каждый их шаг.
Все должно предаваться огласке. Имена, лица, должности. Дело даже не в силе властных структур, а в публичности и открытости. Они должны чувствовать, что их накрыли информационным колпаком и общественность узнает о всех их деяниях. И в случае, когда СМИ будут моментально поднимать шум — они дважды подумают. Об этом нужно говорить, нужно просвещать людей».
Преступления будут продолжаться ровно до тех пор, пока работает текущая система беззакония. «Голубые каски» не боятся наказания, а потому представляют повышенную угрозу для людей. В скором времени жители ЦАР будут опасаться боевиков меньше, чем вооруженных маргиналов в форме миротворцев ООН.