Почему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентахПочему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентах Почему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентахПочему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентах Почему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентахПочему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентах

Почему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентах

ПОЛИТИКАПрокомментируйте новость
Почему не стоит хвалить иностранные гвозди: политолог разобрала новую версию закона об иноагентах

На кого из россиян могут поставить политическое клеймо, которое трудно смыть

Авторы резонансного законопроекта «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» в пояснительной записке указывают на то, что изменения уже имеющихся законов необходимы для того, чтобы сделать процедуру более прозрачной. Люди должны четко понимать, за что конкретно можно попасть в этот список. О нюансах законопроекта, а также о том, кого и почему могут записать в иноагенты – «Блокноту» рассказала директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова.

Одной из новелл, указанной в законопроекте, является введение термина «иностранный принципал» (физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве агента). Под принципалом авторы проекта предлагают понимать в данном случае любое иностранное правительство, иностранную политическую партию, иностранное юридическое лицо, корпорацию, организацию или объединение лиц, которые созданы в соответствии с законами иностранного государства или международного права и любое иностранное физическое лицо. Именно через принципала будут определять степень влияния на какое-либо юридическое или физическое лицо (в том числе неопределённый круг лиц). Также законопроектом предусмотрено, что российские юридические и физические лица могут быть признаны иностранными агентами, если они «осуществляют свою деятельность по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или в размере не менее 30% от оборотных активов иностранным принципалом.

Не опасаются ли российские парламентарии того, что в таком виде законопроект об иностранных агентах будет способствовать их искусственному «размножению»? То есть «агентурная» цепочка может начать расти в геометрической прогрессии. Приведем простой пример. Какую-либо производственную компанию признают иностранным агентом. Соответственно все контрагенты, которые с ней работают и помогают распространять о ней информацию (например, работа PR-организаций, которые ведут на аутсорсинге клиента), в логике нового законопроекта также становятся иноагентами, ведь они получали за свою работу деньги. Иностранные деньги. И чтобы такому внешнему подрядчику избавиться от присвоенного статуса, понадобится уже не менее двух лет, чтобы он доказал факт того, что тлетворному «влиянию более не подвержен».

В это время правда он не сможет работать по упрощенной системе налогообложения, в том числе, участвовать в грантовых конкурсах, обращаться в органы власти для «лоббирования своих интересов», заниматься воспитательской, преподавательской, просветительской деятельностью в отношении несовершеннолетних и т.д.Как это скажется на настроениях бизнеса?

Усиливается ответственность и для физических лиц. Гражданин может быть признан иноагентом, если суд решит, что он действует по приказу иностранного государства или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, регулируется полностью или частично иностранным источником в области политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в области научно-технической, военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации. Согласитесь, что трактовка этих условий очень широкая. И на правоприменительной практике может быть развернута в нужную сторону совершенно непринужденно.

Политолог Екатерина Колесникова

Если какой-либо блогер, журналист, или общественник опубликует, к примеру, текст о том, что иностранные гвозди лучше российских по качеству, или что немецкие лекарства лучше наших, то он фактически ведь тоже может «действовать в интересах чужого государства»? Может. И распространяет свои антироссийские убеждения на весь интернет, вредя репутации Родины.

Может стать иностранным агентом гражданка России, который вступила в брак с американцем, который работает чиновником у себя в стране или занимается политикой? Может. То есть вот эта формулировка относительно физических и юридических лиц, которые «получают поддержку или находятся под иностранным влиянием в иных формах» очень смущает гражданско-правовое сообщество. Честно признаем тот факт, что иногда в нашей стране материалы проверок собираются абсолютно по абсурдным случаям.

Вместо четкого разграничения форм влияния, эта категория остается открытой и отдается на откуп судам, чем противоречит системе российского права и конституционным ограничениям, поощряя злоупотребления и местечковое трактование закона вопреки правовой логике.

Введена новелла и о прекращении статуса иноагента – исключении из реестра по заявлению последнего или в рамках проверок, если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи этим иноагентом заявления об исключении из реестра, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность. Также иноагента могут исключить из реестра, если по итогам внеплановой проверки Минюст установит, что иноагент не позднее чем через три месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах».

Эксперты обсуждают новую версию закона об иноагентах

Но есть и хорошие новости – рассматривать каждый случай будут в течение трех месяцев, именно столько отводят суду времени парламентарии на доскональное изучение и принятие правового решения.

В первом чтении данный законопроект в Госдуме признали «сыроватым». И уже в ближайшее время некоторые формулировки будут скорректированы.

Напомним, еще несколько лет назад Госдепартамент США призвал Россию отменить закон об иностранных агентах – об этом говорилось в официальном комментарии представителя ведомства Джона Кирби.  По его мнению, в России применение термина «иностранный агент» предполагает предательскую сущность. Между тем, в США действует аналогичный закон.

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«Кто-то бьет, прежде всего, по Германии»: кому выгодна диверсия на «Северном потоке»

ЧП

В районе утечки из газопровода зафиксировали два мощных подводных взрыва.

Как власть исправляет ошибки при мобилизации: перегибы военкоматов могут стать триггером социальных протестов

ОБЩЕСТВО

Уволен первый региональный военный комиссар, а губернаторы стараются взять ситуацию под личный контроль