Санкт-Петербург столкнулся с кризисом сектора школьного питания после роста цен на ряд продуктов.
Санкт-Петербург столкнулся с кризисом сектора школьного питания после роста цен на ряд продуктов. Прокуратура уже начала собирать информацию о наиболее проблемных объектах, а Смольный «великодушно» поспешил помочь бизнесу за счет родителей школьников, второй раз за три месяца повысив тарифы на завтраки и обеды. А между тем кризиса сферы можно было избежать, проведи Смольный реформу, разработанную экс-главой Управления социального питания Алексеем Барабанщиковым.
В конце 2019 года стало известно о неожиданном увольнении экс-руководителя Управления социального питания Петербурга Наталии Петровой, занимавшей должность порядка 15 лет. Это совпало с началом проверки деятельности ведомства Контрольно-счетной палатой. По ее итогам выяснилось, что УСП годами не выполняло свою основную функцию – контроль качества питания в детсадах, школах и медучреждениях города. Все выявлявшиеся рядовыми сотрудниками нарушения шли «в стол» руководству, которое не передавало эту критическую информацию надзорным органам – Прокуратуре и Роспотребнадзору.
Для восстановления работоспособности УСП и наведения порядка на рынке соцпита губернатор Александр Беглов пригласил на место нового руководителя Алексея Барабанщикова, который приступил к выполнению своих служебных обязанностей в январе 2020 года. В кратчайшие сроки Барабанщиковым были предложены ключевые инициативы, внедрение которых должно было положить начало реформированию сектора. В середине июля 2020 года губернатором был подписан соответствующий документ, дававший старт реформе.
Среди основных направлений работы на 2021-2023 годы, ответственность за которые возлагалась на УСП, можно выделить три. Во-первых, разработка и создание единого регионального стандарта оказания услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся. Во-вторых, разработка проекта типового контракта, единого для всех образовательных учреждений Петербурга. И в-третьих, разработка автоматизированного процесса формирования типовой конкурсной документации о закупке пищевых продуктов и услуг общественного питания, включая техническое задание.
Первый пункт относился непосредственно к качеству блюд и использованных для их приготовления продуктов. К началу 2021 года Единый стандарт качества был успешно разработан УСП и 1 февраля был принят Смольным, но на начальном этапе внедрения только как рекомендация.
«Любой документ – это требования, зачастую, минимальные. Мы же внедрили в наш стандарт разделы в формате «оптимально», мы подняли планку, чтобы любой, кто работает в нашей отрасли, понимал, к чему надо стремиться и это то, что под силу исполнить любому оператору питания. Мы ведем просветительскую работу, предоставляем методические рекомендации, разъясняем, и каждый из участников рынка на своем уровне решает, насколько ему стать лучше и какие параметры улучшить в первую очередь», - рассказал Барабанщиков о проделанной работе.
Типовые же контракты и конкурсная документация относились к системе проведения тендеров и кардинально меняли систему закупок в Петербурге. Годами она выстраивалась таким образом, что каждый район, и даже каждая школа, могли самостоятельно предъявить к потенциальному поставщику питания собственные требования. Это приводило к тому, что качество питания разительно отличалось от района к району. Но самое главное, что такая система позволяла районным чиновникам создавать тендеры, заточенные под заранее определенного «победителя».
В качестве яркого примера можно привести «Колпинский картель». Семь частных комбинатов заранее делили между собой рынок школьного питания Колпинского района, а местные чиновники составляли тендеры таким образом, что победить могли только «назначенные» компании.
Единая типовая документация должна была решить эту проблему и в совокупности с Единым стандартом качества гарантировать конкурентность торгов и защитить их от демпинга и неоправданного занижения цен. Но, предсказуемо, этому воспротивились крупнейшие частные комбинаты, процветание которых выстраивалось не на качестве оказываемых услуг, а на контактах с чиновниками.
В 2021 году Смольный неожиданно потерял интерес к реформированию рынка соцпита, за что жестко критиковался Барабанщиковым. В ноябре, после очередного резонансного интервью о бездействии руководства Петербурга, Барабанщиков был задержан и уволен. Вероятным интересантом произошедшего СМИ указывают «Фирму Флоридан», один из крупнейших частных комбинатов города. Там на протяжении нескольких лет работала родственница Александра Захватова, близкого друга и неофициального спецпредставителя Александра Беглова. При этом «Фирма Флоридан» чаще других фигурирует в картельных делах Федеральной антимонопольной службы.
В случае реализации плана по реформированию рынка торги за контракты на школьное питание по новым правилам проводились бы в Петербурге с января 2021 года. Но Смольным типовые документации утверждены не были. Как результат, из-за массового занижения цен и демпинга за 2021 год сектор школьного и дошкольного питания лишился 1 миллиарда рублей. Эти деньги могли бы сейчас нивелировать рост цен на продукты, но вместо этого спасать нищающие комбинаты Смольный будет за счет кошельков обычных петербуржцев.