Аналитический центр «Политген» проанализировал возможность объединения целого ряда субъектов
Тема объединения и укрупнения регионов остается сегодня одной из самых обсуждаемых. Реформа по укрупнению субъектов РФ, начатая в 2000-е годы, сегодня получает второе дыхание. Так, недавно подписанный главами Архангельской области и Ненецкого автономного округа меморандум о намерении объединить регионы может стать триггером к слиянию и других субъектов федерации, утверждают эксперты.
Основными претендентами на укрупнение в ходе текущего цикла являются Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Хабаровский край и Еврейская автономная область, а также Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (так называемая «Тюменская матрешка»).
Аналитический центр «Политген» представил доклад, в котором детально проанализировал этот тренд. Так, в исследовании отмечается, что интенсификация отношений России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона обусловливает необходимость укрепления позиций Дальневосточных субъектов. К примеру, все чаще поднимается вопрос о важности пересмотра административно-территориальных границ внутри Дальневосточного федерального округа, в частности Еврейской автономной области и Хабаровского края.
Присоединить нельзя оставить
Авторы доклада напоминают: Еврейская автономная область была образована в 1934 году, но в качестве равноправного субъекта была выделена из состава Хабаровского края в 1993 году в связи с принятием Конституции Российской Федерации. Однако сегодня ЕАО – один из наиболее депрессивных регионов России. Область является наименее самодостаточным субъектом, ежегодно получающим значительные дотации из федерального бюджета. Кроме того, по уровню среднедушевого дохода (в месяц) и валового регионального продукта ЕАО сильно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального округа. В силу этого для региона характерен отток населения, который продолжается с 1993 года.
Одним из вариантов «сглаживания» социально-экономических показателей региона может послужить слияние с более сильным в экономическом плане субъектом, утверждается в исследовании.
«При этом в данном случае возникает вопрос относительно того, приведет ли такое слияние к реальному улучшению экономической ситуации. Тем не менее, присоединение ЕАО к одному из ближайших регионов представляется все же необходимым. Во-первых, особых оснований для образования еврейской автономии на дальних неосвоенных пространствах вместо земель традиционного проживания не было. Более того, на сегодняшний день в ЕАО проживает менее 1% этнических евреев. Во-вторых, область не богата природными ресурсами.
«Исторически и географически целесообразнее всего объединить ЕАО с Хабаровским краем. Социально-экономическое развитие Хабаровского края является достаточно стабильным – регион входит в топ-30 по уровню занятости и показателю ВРП на душу населения среди всех субъектов РФ. Хабаровский край, благодаря сосредоточению в регионе предприятий оборонно-промышленного комплекса, является лидером по уровню развития машиностроения в ДФО. Край обеспечивает до 80% продукции машиностроения на Дальнем Востоке, 35% продукции обрабатывающей промышленности», - говорится в докладе.
«Матрешке» - приготовиться!
Авторы доклада признают: во многом уникальным представляется регион Большой Тюменской области («тюменской матрешки»), включающий Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. С момента своего образования в 1944 году ХМАО и ЯНАО входили в состав Тюменской области, но в 1993 году получили статус равноправных субъектов Российской Федерации.
«Важно подчеркнуть, что автономные образования превосходят по ряду показателей «материнский» центр... В отличие от большинства субъектов РФ, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО не являются дотационными регионами. Благодаря тому, что Ханты-Мансийский автономный округ – один из крупнейших субъектов по добыче нефти, а Ямало-Ненецкий автономный округ – по добыче газа, то «тюменской матрёшке» удаётся сохранять некую самодостаточность и независимость от федерального центра. Тем не менее, на данные субъекты возложена задача по пополнению государственной казны. Ежегодно ХМАО и ЯНАО отправляют в федеральный бюджет до 90% полученных от добычи полезных ископаемых средств», - отмечается в докладе.
При этом, утверждается в исследовании, ЯНАО и ХМАО не намерены отказываться от главного источника своих доходов – добычи нефти и газа. Но автономные округа ставят целью диверсификацию экономики.
Так, это обусловлено высоким потенциалом развития ряда направлений, в частности обрабатывающего сектора промышленности. Таким образом, в случае потенциального объединения ХМАО и ЯНАО с Тюменской областью промышленный потенциал лишь возрастет, уверены в «Политгене».
«Выгодно объединение регионов «тюменской матрёшки» не только для «материнской» Тюменской области, но и для автономных округов.Агропромышленный комплекс Тюменской области является одним из крупнейших в Уральском федеральном округе. Примерно 23% производимой в УрФО сельскохозяйственной продукции приходится на «материнскую» область, которая обеспечивает своими товарами и соседние ХМАО и ЯНАО. Кроме того, объёмы добываемых Тюменской областью биоресурсов в последние годы выросли, чего не скажешь о ХМАО и ЯНАО», - говорится в докладе.
Однако существуют и риски, связанные со слиянием трех субъектов: «В первую очередь они касаются регионального самосознания. Вопрос сохранения коренных языков и культур стоит достаточно остро, и любые попытки их ограничения встречают сопротивление со стороны местных жителей. Более того, среди политической элиты также отсутствует единство мнений относительно объединения Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Создание мегасубъекта приведет к трансформации вертикали власти, выстраиваемой годами».
Актуальная идея
Как пояснил генеральный директор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский, вопрос реформирования регионов в настоящее время является как никогда актуальным. «Данная идея нашла отражение в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года: «формирование крупных пространственных структур – глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей». Таким образом, перед руководством России стоит задача укрупнения регионов, исходящая из рациональных предпосылок. При этом необходимым является учет социально-экономической ситуации в каждом отдельно взятом субъекте», - утверждает Игнатовский.
Соавтор доклада доцент кафедры сравнительной политологии РУДН, доктор политических наук Владимир Иванов в свою очередь указал, что положительные моменты подобного реформирования заключаются в повышении статуса и роли субъектов, включающих в свой состав бывшие автономные образования, а также в получении полного контроля над исполнительной властью на местах.
«В свою очередь «поглощенные» регионы имеют шанс улучшить экономические показатели. К негативным сторонам процесса слияния относится понижение статуса «поглощенного» региона и разрыв прямых связей с федеральным центром. Объединение Хабаровского края и Еврейской автономной области, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Архангельской области и Ненецкого автономного округа позволит не только сократить бюрократический аппарат, снизить нагрузку на бюджеты, но и выстроить системы управления, основанные на максимальном вовлечении местных жителей в решение проблем локального характера», - заключил эксперт.