По просьбе «Блокнота» эксперты рассказали о том, вернется ли оппозиционер на родину, и ждет ли его арест.
Оппозиционер Алексей Навальный анонсировал свое возвращение в Россию уже в грядущие выходные, 17 января. Он пообещал прилететь на родину из Германии, где проходил лечение и реабилитацию после предполагаемого отравления, рейсом «Победы». Если это случится, то в воскресенье в столичном аэропорту развернется шоу мирового масштаба, учитывая тот факт, что накануне Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) заявила о намерении во что бы то ни стало задержать Навального. Дело в том, что ранее в ведомстве заявили: фактическое местонахождение Навального с 24 сентября неизвестно. В сообщении ФСИН, в частности, сказано, что 27 ноября в отношении него начали «первоначальные разыскные мероприятия», а 29 декабря осужденного Навального объявили в «розыск с предписанием о принятии мер к его задержанию».
У Навального есть две условные судимости: по пять лет по делам «Кировлеса» и «Ив Роше». Первое дело связано с растратой более 16 миллионов рублей, второе — с хищением свыше 30 миллионов рублей. Также в декабре СК возбудил против Навального новое уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По информации следователей, из 588 миллионов рублей, собранных в виде пожертвований на свои проекты, более 356 миллионов рублей оппозиционер потратил на личные цели. Между тем, все обвинения Навальный отвергает как политически мотивированные.
По просьбе «Блокнота» эксперты рассказали о возможных сценариях развития событий: вернется ли оппозиционер в Россию, либо это блеф, и если вернется – то будет ли действительно задержан правоохранителями?
Политолог, бывший советник первого президента России Бориса Ельцина Сергей Станкевич:
- Можно ожидать, что Навальный действительно вернется в Россию. Для него это, разумеется, небезопасно. Но другого варианта сохраниться в российской политике в качестве «действующего символа» у Навального просто нет.
Оставаться заграничным критиком означало бы серьезную девальвацию статуса. Времена Герцена и Солженицына прошли. Отсутствующих забывают.
С другой стороны, исключительное сосредоточение на «разгребании грязи» без серьезной позитивной повестки - важное «окно уязвимости» у Навального.
Политолог Алексей Игнатов:
- Наиболее вероятный сценарий развития событий с возвращением «берлинского пациента» следующий. 17 января в самый последний момент он откажется приезжать в Россию, но обставлено это будет как действие по не зависящим от него причинам - отменят рейс, закроют аэропорт вылета, он может приболеть, или на паспортном контроле в Германии его остановит какой-нибудь немецкий министр под предлогом «мы не можем отпустить его на заклание», или что-то в этом роде.
Навальный и его кураторы, видимо, решили делать шоу, а оно должно быть ярким и длинным. Вернись он 17 января - шоу быстро закончится. А так останется возможность попадать в мировые СМИ снова и снова - вот он думает о новой дате, вот он объявил новую дату, вот еще что-то. При этом я не исключаю реального приезда Навального в Россию 17 января, но это маловероятное событие.
Политолог Аббас Галлямов:
- Алексея Навального, конечно, арестуют. Отказ от ареста в нынешней ситуации будет выглядеть как то, что власти «испугались народного гнева», «побоялись трогать популярного политика». Власти сделают все, чтобы таких интерпретаций не было.
Да и вообще, как можно позволить человеку, которого власти, по сути, официально обвинили в сотрудничестве с иностранными спецслужбами, спокойно разгуливать по стране и смущать граждан своей антироссийской агитацией?
Директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад», политтехнолог Екатерина Колесникова:
- Думаю, что Алексей Навальный глубоко убежден в своей неуязвимости, иначе объяснить его решение не представляется возможным. Вполне вероятно, что, находясь в Германии на лечении, он стал агентом иностранных спецслужб, которые «пообещали» ему неприкосновенность в России за определенный гешефт.
Полагаю, что блогера все же ожидает реальный срок лишения свободы, но он к этому готов. Навальный, долгие годы уверенный в том, что он единственный реальный оппозиционер, полагаю, давно придумал, как он будет «шатать кровавый режим» из застенок. Он искренне убежден, что президент России лично читает каждый его пост в Twitter. Пиарщик он очень хороший.
Нас ждет увлекательный год высокой политической турбулентности, что выльется в неожиданные повороты судеб многих известных персон.
Что касается планов на Навального у ФСИН и СКР, то, с юридической точки зрения, они вполне реальны. По 91 ст. УПК РФ его сначала задержат на 48 часов прямо у трапа самолета, а далее по судебному решению в качестве меры пресечения будет избрано, скорее всего, содержание под стражей. Статьи уголовного закона, которые ему сейчас вменяют, относятся к категории особо тяжких, а значит, предусматривают строгие санкции даже на период следствия (в его случае доследствия).
Адвокат Григорий Сарбаев:
- Безусловно, своим возвращением Алексей Навальный и те силы, которые за ним стоят, поднимают ставки в разворачивающейся политической игре, идут на ее обострение. И здесь, на мой взгляд, нет вопроса «стоит прилетать или нет?»; он не может не прилететь. Навальный – фигура действия, и переход в разряд эмигрировавших «пикейных жилетов» для него категорически неприемлем.
Всего через полгода выборы в Госдуму, и это важнейшее политическое событие, активная фаза подготовки к которому уже идет полным ходом. Не участвовать в этом действии означает политическую смерть, а участвовать в нем возможно только находясь в России.
Очевидно, что реализация проекта «Навальный – депутат Госдумы» расколет элиты, и эту линию раскола мы будем наблюдать, начиная с приземления. Думаю, что начнется шоу с задержанием и помещением в изолятор, но затем, возможно, будет «спуск дела на тормозах» и освобождение.
К сожалению, мы в очередной раз понимаем, что право, закон в данной ситуации не будут работать. Сидеть Навальному или нет - будет решаться совсем не в зале суда.
А когда речь идет о «подковерных» договоренностях, делать нормальный, основанный на нормах права, прогноз развития ситуации невозможно. Навальный летит открывать новый политический сезон и к праву, как таковому, это, увы, не имеет отношения.