В середине декабря город завалило неубранным снегом так, что он неделю стоял в десятибалльных пробках.
Федеральные власти готовы начать наказывать местных чиновников, допустивших недовольство граждан накануне президентских выборов. Первой и, вероятно, показательной «жертвой» кары может стать Вадим Кстенин, мэр Воронежа – второго по размерам после Москвы города ЦФО.
В середине декабря город завалило неубранным снегом так, что он неделю стоял в десятибалльных пробках, мусорные кучи во дворах выросли до двух этажей, а магазины зачастую стояли пустыми из-за невозможности подвоза товаров. Горожане размещают портреты мэра на мусорках и уже требуют отставки не только его, но и спасовавшего перед проблемой губернатора Александра Гусева. По данным «Блокнота», в администрации президента могут прислушаться к этим чаяниям воронежцев.
Мэр в мусорной куче
«Неожиданность» под названием зимний снегопад случилась в Воронеже в середине декабря. Тогда в город, как и во все его окрестности, пришел циклон «Иван», который буквально засыпал регион снегом. Коммунальная техника, имевшаяся в распоряжении городских коммунальных предприятий, не просто не справлялась с происходящим. Она спасовала перед снегом в первый же день. Как итог – самые настоящие снежные завалы на городских улицах. Они сужались вдвое – не только из-за завалов, но и из-за автомобилей: воронежцы просто не могли заехать к себе во дворы и оставляли свои машины вдоль обочин проезжих дорог.
К мусоркам тоже не могла подъехать коммунальная техника – и уже через пару дней после начала снегопада Воронеж начал напоминать итальянский Неаполь времен забастовки мусорщиков. Только в снегу. Двухэтажные горы пакетов с отходами на мусорных площадках, присыпанные зимними осадками и угроза самой настоящей антисанитарии при потеплении. Кроме того, во многих местных продуктовых магазинах начался натуральный товарный дефицит – грузовики не могли из-за завалов доставить туда новые продукты питания. Как выходили из положения одинокие пенсионеры – остаётся только гадать.
Сами воронежцы, видимо, поняв что городские коммунальные службы свою работу выполнить не в состоянии, начали спасаться сами. Кто-то вместе с соседями раскапывал хотя бы пешеходные пути к своим домам. Другие по коммерческим расценкам вывозили снег. А третьи помогали друг другу хотя бы найти и выкопать свои машины.
А параллельно горожане начали узнавать пикантные подробности того как городская администрация боролась со стихией. Например, выяснилось, что у местных властей есть одно место, в котором, в отличие от коммунальных предприятий, нет дефицита техники и водителей. Именно им городские чиновники оправдывали коллапс. Ситуацию немного подсветил бывший депутат областной думы и выходец из ФСБ Вячеслав Астанков. Он публично обратился к губернатору Александру Гусеву с требованием «не извинений, а твердой и результативной работы». «Обидно за столицу Черноземья. Предпоследнее место по количеству коммунальной техники на площадь города и на жителя Воронежа. Зато первое место по количеству министров и автомобилей с водителями в гараже администрации. Не пора ли задуматься? Тогда будут деньги на коммунальную технику и водители на автобусы», – заявил Астанков.
Параллельно в сети начали всплывать сообщения о том, что городская техника, которой критически не хватало на улицах, якобы, исправно вывозила снег по первому требованию местных сильных мира сего. А фотографии чисто убранных тротуаров и ближайших окрестностей главного здания правительства области на площади вызывали только дополнительную злость горожан.
Главным «антигероем» стал мэр Вадим Кстенин. Его имя писали на особо грязных и крупных снежных кучах. А портреты раскладывали на особо крупных мусорных кучах.
При этом что воронежский мэр, что губернатор крайне не выгодно смотрелись на фоне соседей. Например, их липецкая коллега Евгения Уваркина, хоть смешно и нелепо, но лично вышла поубирать улицы. А у чиновников так заведено – раз начальник лопатой размахивает, то и подчиненным сам бог велел. А в Курске областные депутаты за свой счёт скидывались на дополнительную коммунальную технику. При этом парк воронежских частных коммунальных машин, по некоторым данным, вдвое превышает муниципальный. И они на расчистке города были задействованы очень слабо.
«Саша 25%»
Как водится, социальные претензии быстро переросли в политические. Воронежцы тут же начали выступать за отставку мэра. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из голосований на сайте и телеграм-канале “Блокнота-Воронеж”. Там более 95% участников выступили l за увольнение мэра.
Но горожане пошли еще дальше. И уже требуют отставки губернатора Александра Гусева.
Их обвиняют уже не только в плохой борьбе со снежным циклоном. Двум высшим начальникам города вспоминают и остальные провалы, обвиняя в «деградации столицы Черноземья». В вину им ставят массовую вырубку зеленых зон в городе, «строительный беспредел» и «полную безответственность в сфере коммунального хозяйства».
И действительно – прорывных достижений за обоими вспомнить не получается. А известность эти чиновники приобретали совсем другими историями. Например, губернатор Гусев в сентябре стал героем целого триллера: на своих перевыборах он получил поддержку сотен тысяч избирателей, которые, якобы не смогли дойти до участков и голосовали на дому. В некоторых районах так голосовали до трех четвертей жителей. Еще раньше Гусев несколько раз на всю страну ошибался в элементарных арифметических подсчетах, даже общаясь с Владимиром Путиным. Такой вот «математик» с «неходячим» фан-клубом.
А мэр больше известен не улучшением жизни горожан, а слухами, связанными даже не с коррупцией, а с якобы имеющимися у Кстенина нетрадиционными взглядами на семейную жизнь. Которые даже его обычно боевая пресс-служба прокомментировать не может.
Достижения губернатора и мэра воронежцам известны мало
При этом губернатор и мэр, очевидно, пока даже не осознают всю серьезность положения. Первый на недавней пресс-конференции взял и разрушил одну из главных сказок местных чиновников – про строительство воронежского метро, которое когда-то начнется. Оказывается, по словам Гусева, уже три года понятно что не начнется. А мэр устами своей пресс-службы рассказывает что в целом в городе всё хорошо. Ситуация и правда налаживается – в Воронеже уже несколько дней плюсовая температура: снег просто тает сам по себе, а всё же имеющиеся завалы разгребаются черепашьими темпами.
По данным источников «Блокнота» в полпредстве президента в ЦФО, к этой «прекрасной» картине добавилась еще и свежая социология. Из нее следует, что рейтинг поддержки деятельности Александра Гусева едва ли не самый низкий в округе. «У нас среднестатистический губернатор имеет уровень поддержки 40-45%. Это если исключить явных лидеров – Сергея Собянина, Андрея Воробьева и Вячеслава Гладкова [соответственно, мэр Москвы и губернаторы Московской и Белгородской областей – “Блокнот»], с ними получится выше. У Гусева эта цифра – 25%. Как у плохонького мэра. Про Кстенина и говорить нечего”, – рассказал собеседник «Блокнота» в полпредстве.
Хорошая жертва
А ведь еще в ноябре чиновники, отвечающие за внутреннюю политику в администрации президента, четко дали понять регионам – никакого социального недовольства перед президентскими выборами допускать нельзя. А значит – никакого роста цен на «коммуналку», никаких скачкой стоимость продуктовой корзины, и уж тем более никаких транспортно-снежных коллапсов. Однако с тех пор никаких оргвыводов в отношении крупных местных чиновников не делалось. Хотя, глядя на воронежский расклад, возможно и стоило.
Губернатора Александра Гусева кадровые вопросы в ближайшее время, по всей видимости, коснутся вряд ли. Всё же он только в сентябре переизбрался на второй срок. И, несмотря на то что до 2018 года именно он руководил мэрией и, во многом, заложил основы неготовности города к подобным бедствиям, виноват в них всё же опосредовано. А вот над Вадимом Кстениным, похоже, сгущаются тучи. «По социологии, народной поддержкой он не пользуется. Более того, не все горожане даже в курсе кто он такой. А вот успокоить людей и показать справедливость власти образцовой карой большого, но при этом никому особенно не нужного чиновника может оказать позитивный эффект на воронежцев и взбадривающий для всех остальных. Тем более, что губернатор в Воронеже не из тех людей, которые будут спасать кого-то кроме себя самого. Сопротивления от него не будет», – объяснил собеседник «Блокнота» в полпредстве.