
Политолог Сергей Смирнов об истории с «отравлением» оппозиционера.
Опубликованная Алексеем Навальным запись телефонного разговора с человеком, который якобы является сотрудником ФСБ и причастен к его отравлению - это подделка, заявили в Центре общественных связей спецслужбы. Накануне Навальный сообщил, что связался по телефону с Константином Кудрявцевым, упомянутым в расследовании CNN, The Insider и Bellingcat. Этот человек, по версии авторов расследования, мог участвовать в отравлении оппозиционера. Навальный опубликовал запись разговора с ним. На ней оппозиционер представляется помощником секретаря Совета безопасности и бывшего директора ФСБ Николая Патрушева Максимом Сергеевичем Устиновым и заявляет, что пишет отчет для руководства.
Его собеседник признался, что участники операции «обработали» одежду политика так, чтобы «не было следов там, ничего такого». В ответ на вопрос, почему Навальный выжил, его собеседник сказал: «Вот видите, стечение обстоятельств… Это тот самый такой вот плохой фактор, который в нашей работе, да, может быть». Об ошибках российских властей в реагировании на этот выпад – в авторской колонке генерального директора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова.
Главная проблема для российской власти в ситуации с «отравлением» Навального – это невнятная, нескоординированная и запоздалая реакция. Сегодня в информационном поле, к сожалению, действует правило – «кто первый сказал, того и правда». Даже если на завтра выяснится, что это была ложь. К тому же практически никто уже не читает длинные тексты и не вникает в суть пространных рассуждений. Поэтому любые даже официальные комментарии должны быть яркими и краткими. А если кто-то из должностных лиц не умеет так говорить, то его надо этому учить. Или говорить вместо него.

Что касается последних расследований, то только фанат Навального или явный не любитель Путина не видит многочисленных нестыковок. Начиная с того, что никто не будет уточнять по телефону (особенно по открытым каналам) подробности оперативных мероприятий. В этом случае оперативника просто вызывают в соответствующий кабинет, где он и отвечает на поставленные вопросы. А если это почему-то невозможно, то разговоры происходят по закрытым телефонным каналам и никакое «специальное приложение, позволяющее менять номер» в этом вопросе не помогло бы. И заканчивая нанесением яда на внутреннюю поверхность трусов Навального, что мог сделать только кто-то из его окружения. Во все эти и другие «подробности» может поверить лишь тот, кто о деятельности специальных подразделений знает лишь по шпионским книгам и фильмам.
Думаю, что в этом расследовании большая часть информации, например, фамилии сотрудников ФСБ, соответствует действительности и была получена от западных спецслужб. А всё остальное, включая цель их поездок и саму история с отравлением через трусы, было довольно искусно вставлено.
И об этом должен говорить не президент в ходе своей прямой линии, точнее, не только он один. Попробуйте, например, найти в интернете мнение по этому поводу, например, директора ФСБ?
В современном мире нельзя отмалчиваться, если ты промолчишь, то за тебя скажут другие. Или придумают. Как писали в начале нулевых годов одном из журналов, «было так, как мы напишем, даже если было по-другому». И это «другое» будет наносить ущерб и России, и российской власти. И попытки ввести санкции в отношении проекта «Северный поток-2» могут оказаться просто цветочками.