
коллаж "Блокнота"
Отставка Сергея Иванова с поста спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта событие не рядовое. В последнее время Владимир Путин не любит менять кадры. Он и раньше старался работать с близкими ему людьми, а теперь, с возрастом, особенно. Президенту важен дух товарищества, когда служебные отношения переходят во внеслужебные. Примерно. как было в резидентуре в Дрездене – с восьми и до пяти он с Токаревым и Чемезовым вместе на работе, а после, вечером, встречаются уже семьями, благо проживают все по соседству.
От этого и поездки совместные в Сибирь на отдых с Сергеем Шойгу – министром обороны должен быть человек особо доверенный, к тому же в сложный геополитический момент. Поэтому и Мишустин уже шесть лет глава правительства, в составе которого не происходит особенных изменений. Медведев, его предшественник, проработал и вовсе восемь.
Сергей Иванов входил ближний путинский круг с 1998 года, когда после назначения Путина директором ФСБ он стал его заместителем, совершив резкий карьерный скачок – до того он служил во внешней разведке (СВР) замом в одном из департаментов.
До того они были знакомы больше понаслышке. Путин выдвинул его, ценя в нем аналитические способности, пунктуальность, дисциплинированность. Ему был нужен свой человек на особо важных направлениях. «Свой» во всех смыслах – и как давно знакомый, худо-бедно, и как обязанный только ему своим высоким положением.
Иванов оправдал надежды Путина и дальше двигался только вверх. В 1999, еще при Ельцине, после начала чеченской войны, он стал секретарем Совбеза, а в 2001 – министром обороны.

Шесть лет во главе военного ведомства не стали звездным часом Иванова, и он ушел в первые вице-премьеры, курируя ВПК. Его работа как министра не напоминала приход Шойгу, когда того вплоть до 2022 года воспевали на все лады, и он был самым популярным членом правительства. Критики хватало, начиная с дела рядового Сычева. Что-то ему удалось поменять (при нем был принят закон об одном году службы), но в основе своей - нет. Такую махину как российская постсоветская армия изменить оказалось тяжелейшей задачей, и в одночасье сделать это было невозможно.
Этот шлейф недоделанности преследовал Сергея Иванова в 2007-2008 гг., почему, возможно, его и не избрали преемником Путина на 2008-2012 годы. Но в гонке «преемников» на пару с Дмитрием Медведевым он поучаствовал, и какое-то время казалось, что из двух первых вице-премьеров его шансы предпочтительнее.
Затем он отошел на второй план, занимался «оборонкой», а в конце 2011 оказался снова востребованным - его послали к Медведеву возглавлять администрацию на переходный период, и он остался на данном посту уже и при Путине вплоть да августа 2016-го, будучи одним из главных людей в стране.
Ушел он в отставку в сравнительно не старом возрасте – 63 года. Но «отставкой» это назвать было нельзя, Иванов получил должность спецпредставителя и членство в Совете безопасности. Чем там он занимался почти десять лет, до самого последнего момента, оставалось не ясным. Понятно, что не ради экологических проблем и спасения дальневосточного леопарда его ввели в Совбез. Значит, делал что-то важное, то но тайное. В любом случае, из публичного поля он почти выпал, но на всех заседаниях Совбеза присутствовал.

В этом смысле его судьба напоминала судьбу другого путинского соратника – Дмитрия Козака. Тот после февраля 2022 года ни разу, нигде и никак не объявился, но продолжал числиться замом главы администрации вплоть до прошлого года. Опять, мы не знаем – «числился» он или активно работал? Деятельность Кремля покрыта шлейфом секретности, что происходит в его башнях мы не знаем.
Теперь важно проследить – покинет ли Сергей Иванов Совбез или нет? Если нет, то, значит, его ждет новое поле деятельности (как у Патрушева). Если указы о его увольнении и о выводе из Совбеза просто «разошлись» во времени, и последний скоро последует, то, значит, его ждет судьба почетного пенсионера по типу Георгия Полтавченко, другого соратника президента из органов.
Повторимся, Владимир Путин любит работать с хорошо знакомыми проверенными и доверенными лицами, отсюда феномен старцев в силовых органах, о котором мы не раз писали – почти 75-летний возраст глав ФСБ, СВР, СК и т.д. Нынешний переговорщик Костюков из военной разведки в свои 65 выглядит почти мальчиком.
Система власти в России очень персонализирована. Институты работают еще слабо. Личное доверие важнее всего. Принять во власти на высокую должность человека по анкете невозможно.
Сергею Иванову повезло. Он делал хорошую карьеру в разведке, но до кого бы он там дорос – неизвестно. Сомневаюсь, что смог бы стать даже заместителем директора. И желающих и соответствующих имелось множество претендентов. Но о нем давным-давно созрело хорошее мнение у Владимира Путина, и его волшебная рука извлекла Иванова из тихой заводи разведки и переместила в центр важнейших событий. Он не растерялся и доверие президента оправдывал на всех постах, которые ему поручали.
Каким бы мог он стать президентом переходного периода, доверь ему, а не Медведеву, эту должность, теперь размышлять смысла нет. Карта легла так, а не эдак. Иванов должен быть благодарен судьбе за те возможности, которые ему выпали. Он вошел в историю и политику, был причастен к важнейшем событиям в жизни страны, и, возможно, еще напишет об этом в мемуарах.
Новости России и мира на сегодня здесь, на Дзен - БлокнотРУ
#Новости России#Новости Россия
#Новости России сегодня
#Дзен новости России
А как вы относитесь к последним новостям России на сегодня?
Эмоции, мнения, комментарии и обсуждения ниже







