Политологи видят в уходе экс-главы РЖД в Совет Федерации отправку на почетную пенсию.
Судьба теперь уже точно бывшего главы "Российских железных дорог" Владимира Якунина определилась. В четверг премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о назначении президентом РЖД первого замминистра транспорта Олега Белозерова, а также отметил, что Якунин отправится работать в Совет Федерации.
Крупного поста - спикера или вице-спикера - Якунин, по последним сведениям, не займет, будет простым сенатором от Калининградской области. Именно от Николая Цуканова, главы региона, Якунин получил приглашение в СовФед. Об этом стало известно в понедельник, 17 августа.
В Калининградской области нет единодушной радости от смены сенатора. Депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург считает, что Якунин не будет заниматься проблемами области. По его мнению, экс-глава РЖД приходит в Совет Федерации на почетную пенсию и будет отбывать свой номер.
- Его решили отправить на кладбище политических мамонтов, конечно, это понижение, если только он не станет спикером, - сказал Гинзбург.
По мнению Гинзбурга, Якунин идет в СовФед именно от Калининграда потому, что Николай Цуканов является наиболее покладистым и сговорчивым, наиболее зависимым от Кремля губернатором.
В паре Цуканов - Якунин приоритет будет на стороне последнего, так как он все же входит в число наиболее приближенных к Владимиру Путину особ, убежден Гинзбург.
Член фракции «Справедливая Россия» Михаил Брячак считает, что назначение Якунина сенатором от Калининградской области имеет хорошие перспективы для региона. Транспортную инфраструктуру депутат назвал весьма проблемной в силу ее ограниченности по коммуникациям.
- Специалист такого высокого уровня, как Владимир Якунин, - это, конечно, приобретение и разрешение многих вопросов, - заявил Брячак.
Уход Якунина имеет большое значение не только для транспортной отрасли и экономики в целом, это еще и большое политическое событие. От управления одной из ключевых госкорпораций отошел человек, входящий в ближний «питерский» круг Владимира Путина, один из организаторов легендарного кооператива «Озеро».
Политолог Глеб Павловский видит в этом признак расшатавшейся стабильности правящей верхушки. Не исключено, что незадолго до отставки Якунин покинул упомянутый ближний круг главы государства.
Нужно помнить и то, что претензии к работе Якунина были, а значит, были и предпосылки к его отставке. В феврале 2015 года разразился скандал вокруг отмены электричек. Число пригородных поездов сильно сократилось, а в двух областях они исчезли вовсе. Электрички вернули после личного вмешательства Владимира Путина.
Однако это хоть и крупная, но частность, а глобальный недостаток функционирования РЖД заключался в том, что корпорация была убыточной и постоянно требовала дотаций. Напомним, в мае 2015 года уставной капитал РЖД пополнился на 64,3 миллиарда рублей. В условиях нарастающего экономического кризиса такая политика могла перестать устраивать Кремль, а Якунин, что вполне возможно, не сумел предложить альтернативных путей развития компании.
Похоже, Якунин все еще полон сил, но тем не менее ему уже 67 лет. В этом возрасте сложно меняться, как того требует сейчас дух времени. Теперь эта обязанность возложена на молодого 45-летнего Олега Белозерова.