Политолог Константин Калачев – о возможности президента возглавить федеральный список партии власти
Президент России Владимир Путин рассматривает возможность возглавить федеральный список кандидатов «Единой России» на сентябрьских выборах в Государственную думу. По сообщению СМИ, в том случае, если глава государства примет такое решение, он во второй раз в истории поможет партии власти сохранить конституционное большинство в парламенте. Напомним, Владимир Путин 10 февраля на закрытой встрече с редакторами ведущих СМИ дал понять, что у него есть серьезные планы на последние месяцы перед выборами. О возможности такого политического сценария, его плюсах и издержках – «Блокноту» рассказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Может ли Путин возглавить списки партии «Единая Россия»? Могут ли выборы парламента пройти по сценарию референдума о доверии президенту? Вполне. Есть минимум три обстоятельства, которые к этому подталкивают.
Первое - это желание обеспечить конституционное большинство партии власти, не поставив при этом под сомнение легитимность выборов. В условиях, когда «Единая Россия» имеет рейтинг в 32%, ставка будет сделана на административный ресурс и трехдневное голосование, которое облегчает его использование. Но легитимизация результата при инерционном сценарии может стать проблемой, высокий показатель партии власти в условиях пониженного социального самочувствия и роста протестных настроений надо как-то объяснять.
Председатель партии Дмитрий Медведев в качестве электорального «паровоза» выглядит не слишком убедительно. Можно, например, поставить в главе списка премьера Михаила Мишустина, но это сразу породит разговоры, что он и есть будущий преемник. Мишустин для политики человек новый, населением воспринимается в целом положительно. А в теме, пойдет ли Путин на еще один срок или определит преемника, интригу надо держать до конца. Кто бы ни возглавил список, в случае успеха партии власти, он будет восприниматься в элитах как политический тяжеловес.
Решение о Путине во главе списка подталкивают и избрание президентом США демократа Байдена, и последние события вокруг Навального. Надо продемонстрировать миру единство и сплоченность российского народа, отсутствие раскола в обществе, патриотический оборонительный консенсус.
С другой стороны, захочет ли президент рисковать своим системообразующим рейтингом? Не повредит ли его имиджу такая связка с растерявшей популярность «Единой Россией»? Партия всегда была инструментом президента. Для партии президент остается неформальным лидером. Или, как любят говорить партийцы, лидером моральным. Возможные имиджевые потери сильно преувеличены, хотя определенные риски есть. Главный вопрос - хочет ли сам президент стать для единороссов палочкой-выручалочкой или предложит поискать иные решения.
Объективные обстоятельства подталкивают к тому, чтобы превратить выборы в новый референдум доверия национальному лидеру. Но субъективный фактор никто не отменял. Тем более, что большинство «Единая Россия» может получить за счет одномандатных округов, где у кандидатов партии власти все козыри на руках. Тогда, если не Путин, то кто? Медведев, Мишустин, возможны варианты. Для объяснения результата партии, и чтобы не создавать новые триггеры протеста, Мишустин выглядел бы наиболее предпочтительной фигурой. В этом случае легче всего работать по предвыборной схеме: партия предложила - правительство сделало. А реальных голосов партии больше всего добавил бы Путин.