Участие ВВС России в борьбе против ИГИЛ вызывает у американских и европейских медиа неоднозначную реакцию.
Действия России, несомненно, изменят положение в Сирии, усилив ту сторону, за которую они выступят. Однако западные СМИ беспокоит несогласованность действий международной коалиции и ВВС РФ, а также цели авиационных бомбардировок. Не менее опасным им кажется проникновение идей ИГИЛ в Россию, которое может вызвать конфликты на Северном Кавказе.
Отношение к международной коалиции
Главными конкурентами европейские и американские медиа называют США, возглавляющие международную коалицию против «Исламского государства», и Россию. Однако в вопросе о том, примкнет ли вторая к действующему лагерю стран или будет действовать самостоятельно, мнения журналистов расходятся.
Разграничивает действия Америки и России в ближневосточном регионе журналист чешского издания Czech Free Press Ладислав Кашука. По его мнению, американцы и их союзники в Сирии еще «ни на шаг не приблизились к поражению ИГИЛ», а после того, как Россия направила свою военную помощь Сирии, они не стали ближе и к поражению Асада. В свою очередь, Россия и ее союзники из Китая, Ирана, Ирака и Сирии «идут по верному пути к победе» над экстремистами и террористами, воюющими против сирийского правительства.
- В этой геополитической шахматной партии Путин вместе со своими союзниками успешно загоняет всех врагов Сирии и России в угол. Американцам лишь остается максимум закончить эту игру патом или, пожертвовав королем, попробовать разыграть в другой части мира какую-нибудь другую кровавую партию против тех, кто не хочет покориться силе США, - пишет он.
С Кашука соглашается его соотечественник Йиржи Вывадил из Parlamentnilisty.cz. По мнению чешского журналиста, США, «как мировой лидер», в Сирии потерпели неудачу, и управление в регионе необходимо передать России. В отличие от действующего без согласия с сирийским правительством Барака Обамы, Владимир Путин способен общаться с представителями Израиля и учитывать интересы Ирана, Ирака, Сирии и других стран, считает Вывадил.
- Владимир Путин, в отличие от вашингтонского авантюриста, дал понять, что ситуация для него важна, что он понимает контекст, что ликвидация ИГИЛ и остановка потока беженцев связаны друг с другом, как сообщающиеся сосуды. А армия Асада и население, верное Асаду, являются самой значимой силой для стабилизации системы в регионе, - приводит свои доводы журналист.
Сегодня в вопросе Сирии между президентами США и России гораздо больше согласия, чем за последние несколько лет, полагает обозреватель американского издания Politico Майкл Хирш. По его сведениям, несмотря на внешнюю жесткую риторику с обеих сторон, сейчас у Вашингтона гораздо выше вероятность компромисса с Москвой - «компромисса, который продлит режим Башара аль-Асада и сделает США и Россию союзниками в борьбе против Исламского государства».
Одной из причин компромисса Хирш считает скорый уход с поста президента Барака Обамы. Провал попыток остановить войну в Сирии станет позорным окончанием его внешнеполитических достижений.
Второй причиной, по мнению американского журналиста, является стремление Путина превратиться из нарушителя границ и агрессора на Украине в союзника и «объединителя» в Сирии.
При этом американский журналист отмечает, что ответственность за конфликт в Сирии Владимир Путин никогда не признавал.
- А ведь именно Советский Союз, а затем Россия активно поддерживали режим Асада, террор которого является причиной кровавой гражданской войны в Сирии и бегства миллионов сирийцев с родины, - написал он.
Таким образом, «бескорыстный и великодушный» шаг России в отношении Сирии на самом деле является расширением сферы российского влияния на Ближнем Востоке и «продлением агонии “легитимного» диктатора Асада, возвращением Путина в клуб сильных мира сего”.
Сотрудничество США с Россией, которое, как следствие, сформируется в коалицию – «настоящая дипломатия». Действия Барака Обамы – демонстрация ценности прав человека и работающих демократических институтов западного мира, победа над «грубой силой и авторитарным правлением» путинской России, подытожил свой материал Майкл Хирш.
Выражают опасения по поводу российской экспансии в Сирии, и как следствие, противостояния международной коалиции, журналисты британской Daily Mail Уилл Стюарт и Саймон Томлинсон.
- Путин усиленно хочет вернуться на мировую арену после месяцев западной изоляции, вызванной аннексией Крыма и поддержкой сепаратистов на востоке Украины, - пишут они.
Стюарт и Томлинсон напомнили: Вашингтон выражал беспокойство в связи с тем, что целью российских ВВС могут оказаться не базы ИГИЛ или Аль-Каиды, как заявлялось ранее. Франция, в воскресенье впервые ударившая по сирийским позициям ИГИЛ, тоже опасается, что российские заявления о сохранении режима Асада могут быть лишь частью правды. Аргументом в пользу этого стало заявление главы сирийской оппозиции агентству «Франс Пресс», в котором он сообщает, что бомбардировка по провинции Хомс ВВС РФ унесла жизни 36 гражданских жителей, в том числе пятерых детей. При этом российский МИД называет данное заявление «дезинформацией».
Умеренных взглядов на взаимодействие России и США придерживается журналист Дэвид Игнатиус из американской газеты Washington Post. Между строк в комментариях президента Обамы по поводу Сирии он услышал «грустное признание провала»: Соединенные Штаты не смогли организовать победоносную стратегию в отношении Исламского государства. Возможно, им следует позволить российскому президенту Владимиру Путину предпринять свою попытку. Но по мнению Игнатуса, она будет безуспешной. Присоединение администрации Обамы к Москве было бы серьезной ошибкой.
- Пока Путин выигрывает в игре восприятия. Опасность состоит в том, что региональные державы будут рассматривать последние события как полномасштабное отступление Соединенных Штатов, как это было во время ухода изнуренной Британии в 1971 году из своих военных гарнизонов «к востоку от Суэцкого канала», что было воспринято как последний вздох Британской империи.
Российская интервенция в партнерстве с Ираном может еще больше разжечь суннитское повстанческое движение. По мнению американского журналиста, признание Путиным дипломатического урегулирования сирийского конфликта, вкупе с «управляемым переходом» к постасадовской Сирии, было бы безболезненным вариантом для России.
Нейтральной позиции придерживается обозреватель испанской газеты El Pais Марк Бассетс. Он полагает, что Россия создает собственную коалицию вместе с Ираком, Ираном и сирийскими властями. «Дипломатическая игра» Обамы и Путина кажется журналисту неоднозначной. При этом Бассетс убежден, что президент РФ становится ключевой фигурой в прекращении «кровавого конфликта, с которым не могут пока справиться ни США, ни Европа».
Террористическая пропаганда
Данные о количестве воюющих в рядах «Исламского государства» россиян разнятся, однако правительственные источники дают цифру от 1 800 до пяти тысяч боевиков. Как полагает журналист американского издания National Interest Роберт Фарли, большинство из них приехали из Чечни.
- Они могут нанести России двоякий ущерб. Во-первых, они наверняка лучше знакомы с российской тактикой и правилами ведения боевых действий, чем кто бы то ни было в Сирии (даже в Сирийской арабской армии). Если они смогут воспользоваться опытом, полученным в ходе двух чеченских войн, это создаст серьезную угрозу российской группировке, - пишет Фарли.
Опасно и то, что вернувшись в Россию, эти чеченцы смогут возобновить «опустошительную войну, которую Москва была вынуждена вести на протяжении почти двух десятилетий», полагает журналист. Они могут разжечь конфликт в южных регионах России, а также в странах Центральной Азии, которые Москва считает входящими в свою сферу влияния.
В конце весны 2015 года «Исламское государство» активизировало свою антироссийскую пропаганду. А в связи с развертыванием войск России в Сирии шансы на усиление пропаганды увеличиваются.
- Пропагандистская машина ИГИЛ может не только увеличить приток боевиков из России и Центральной Азии, но и способствовать расширению «самостоятельной» террористической активности на российской территории, – отмечает Роберт Фарли.
По данным французской газеты Liberation, опытные кавказские боевики действуют независимо от сирийских интересов и кланов, а несколько чеченцев вошли в высшее военное командование ИГ. Москва должна опасаться упрочения связей между радикалами на Ближнем Востоке и Северном Кавказе.
- Русскоязычная версия онлайн-журнала Dabiq призывает всех в войска ИГ в Сирии и Ираке, а социальные сети активно используются для продвижения «правого дела», - пишет журналист Жюльен Носетти.
По его мнению, военный успех стал бы для Владимира Путина залогом дипломатической победы. Однако он стал бы и отходом от традиционной российской политики в арабском мире, которая всячески дистанцировалась от колонизации или прямого применения силы.
Мотивы вмешательства Москвы сложны, а иногда даже противоречивы, отмечает большинство журналистов.
Риски России в сирийском конфликте ИА “Блокнот” также обсуждал с российскими военными аналитиками и политологами. Подробнее читайте здесь.