Эксперты по просьбе «Блокнота» оценили поведение украинского лидера, выполнившего требования террориста
Президент Украины Владимир Зеленский рассказал, что разговаривал с мужчиной, захватившим 13 заложников в автобусе в Луцке, около десяти минут. Глава государства также сообщил, почему от штурма было решено отказаться.
Накануне, 21 июля, мужчина с взрывчаткой и оружием захватил автобус в центре Луцка. После дня переговоров он сдался силовикам, все 13 заложников освобождены, никто из них не пострадал. Злоумышленнику инкриминируют четыре статьи, в том числе «Теракт».
Отметим, что ключевой момент в операции по освобождению заложников наступил после выполнения Зеленским требования бандита - президент призвал украинцев посмотреть фильм «Земляне».
«Мы с ним говорили 7-10 минут. Мы договорились, что он сделает первый шаг. Он отпустит нескольких наших людей. Я попросил его отпустить раненого, беременную женщину и ребенка. Он сказал, что раненого нет, что это был блеф. Поэтому договорились, что он отпустит трех человек и я после этого запишу видео. После того как видео выйдет в соцсети, он через полчаса выпускает всех людей. Примерно так и произошло: 30-40 минут, и он отпустил заложников… Если мы можем что-то делать без штурма, если мы можем не рисковать жизнью хотя бы одного человека, то... я с такими принципами живу, жил и буду жить», - сказал Зеленский в видеокомментарии.
По словам Зеленского, в течение девяти часов с захватившим заложников разговаривали все, от психологов до переговорщиков, однако он хотел только выполнения своих требований.
«Предлагали сразу сделать спецоперацию, которая мы с вами не знаем, чем бы закончилась. То есть это был бы штурм быстрый, я уверен, что он был бы результативным, но всегда есть опасность, что могут погибнуть люди, кто-то может погибнуть, какое-то количество, и это очень опасно», - заявил Зеленский.
Зеленский подчеркнул, что «мы не боремся за рейтинги, мы боремся за жизнь». «И для меня это — самая главная ценность», — подытожил президент.
После разговора с Зеленским мужчина отпустил трех заложников, а затем всех остальных. Захватчик вышел из автобуса и сдался правоохранителям.
Такое поведение Зеленского, который согласился выполнить странные требования захватчика, вызвало дискуссию в обществе. Правильно ли поступил президент Украины?
«Молодец Зеленский! Нельзя рисковать жизнями людей. Каждая жизнь – ценность! Принцип не вести переговоры с террористами подразумевает исключения. Это именно такое исключение. Президент Украины поступил совершенно правильно. А критики этого его поступка больше расскажут о себе, чем о нем. Слова Павла о Петре больше говорят нам о Павле, чем о Петре. В этом я совершенно согласен с Бенедиктом Спинозой», - заявил глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Правильно ли поступил Зеленский, выполнив требования террориста, угрожающего убить граждан Украины? Конечно, правильно. Как и Черномырдин с Басаевым во время событий в Буденновске. И в Конституции России, и в Конституции Украины наивысшей ценностью назван человек. Соответственно, гаранты этих самых Конституций должны идти на любые меры ради спасения жизней», - заявила «Блокноту» лидер общественного движения «Новая Россия» Алина Жестовская.
По ее словам, к сожалению, вот эта демонстративная простота, демократичность, близость, в привязке к профессиональной биографии Зеленского, сыграла со «слугой народа» злую шутку.
«Приношу извинения за подобное сравнение в контексте террористических угроз, но именно так я смогу максимально правильно донести свою мысль - в политике и кризисных коммуникациях все также, как и в обычном коммерческом менеджменте. Если ты со своими подчиненными и клиентами не сохраняешь жесткую субординацию, то будь готов к тому, что тебя могут проигнорировать, высмеять, наколоть. У нас национальная черта - необходимость богобоязни. Вчера Зеленского унизили, но это в контексте официальной «международки». Для своих спасенных граждан и их близких, он, конечно, поступил как настоящий молодец. Страшно, что сейчас подобный кейс могут попытаться провернуть безумцы из других государств. Представляете, насколько привлекательна для преступника с подвижной психикой может быть идея заставить авторитарного правителя в прямом эфире плясать чечетку или извиняться перед населением на коленях?» - отметила Жестовская.
Политконсультант Ярослав Игнатовский в свою очередь отметил, что в «российских традициях путинских времен с террористами никто особо переговоры не ведет». «Если мы говорим об образе политике нового типа, менее сакральном, более скажем так открытом и гуманном, а именно таким представляется Зеленский, то для него такое поведение выглядит вполне естественным. Для более жесткого политика, Путина, или, например, Эрдогана или Трампа – это неприемлемо. Зеленский же выступает в качестве лишенного многих барьеров чиновника. Но главное - оценивать достигнутый с помощью такого поведения результат», - резюмировал Игнатовский.