Новгородские деревни остались без транспорта

ОБЩЕСТВО3 комментария
Новгородские деревни остались без транспорта

«Спасите новгородские деревни от геноцида», - с такого крика души начинается письмо жителей станции Теребутенец Любытинского района Новгородской области, адресованное президенту России, Генпрокурору, председателю Следственного комитета. Проблема новгородцев – отрезанность от мира из-за отмены пригородных поездов, доступного средства сообщения. Чиновники РЖД говорят о долгах администрации области, а те - об отсутствии денег и обещают пустить маршрутки.

К сожалению, таких писем с криком души и боли - несколько, практически от каждого населенного пункта и деревеньки. Ситуация сложилась, действительно, аховая.

Езжайте в центр на тягаче

Как так получилось, что до 1 января 2014 года работало свыше 30 железнодорожных маршрутов, по которым курсировало  60 поездов. Сейчас это количество значительно сократилось. Возможно, для жизни крупных городов это не катастрофа, но для малых городов, поселков и деревень – это настоящая трагедия. Пригородные поезда – практически единственный доступный вид связи с внешним миром. Как известно, в новгородских деревнях и поселках давно нет работы. Люди устраиваются в областном центре, но в основном едут на работу в Санкт-Петербург. Но тяжелее всего приходится пенсионерам и неработающим. Во многих деревнях нет поликлиник, аптек, магазинов. Для них пригородные поезда – это возможность поехать к врачу, закупить продукты, лекарства и другие необходимые предметы быта. Да мало ли зачем людям надо в райцентр: кому-то справку получить, кому-то пособие оформить, кому-то пенсию пересчитать. И сегодня, чтобы добраться до работы, в поликлинику, аптеку, людям приходиться искать транспорт. Можно, конечно, и на такси добраться, но дорого, особо не наездишься.

Утром деньги – днем поезд…

Как стало известно, сумма долга Новгородской области перед ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК), осуществляющей железнодорожные перевозки в регионе, за 2013 год составила 200 млн. рублей.

В «РЖД» на жалобы о повышении тарифов и отмены электричек отвечают: нерентабельно. Дескать, всех понимаем, но самим тяжело, сокращение электропоездов – проблема социально-чувствительная, но мы не можем решить ее без соответствующего участия субъектов Федерации. Как сообщает в своих соцсетях (ЖЖ) президент  ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, «Я и мои коллеги пытаемся донести до руководителей регионов, что пригородные пассажирские компании (ППК) – это не благотворительные организации, а хозяйствующие субъекты, и что они готовы обеспечивать перевозки только в тех объемах, на которые им будут выделены средства по компенсации убытков, возникающих из-за регулирования тарифов. Будет возможность, условно говоря, перевезти на 3 рубля, перевезем на 3 рубля, но мы не можем везти на 300 рублей, создавая себе дефицит в 297 рублей. Это ключевая проблема».

В 2013 году на компенсацию убытков своих ППК, жалуется глава РЖД, регионы отдали только около 50%. Ведомству приходится самим покрывать отрицательный баланс.

«Мы брали на себя чужие долги, всех это устраивало, но при этом нам же указывали на нашу неэффективность»,- как-то с обидой написал Якунин.

Одним словом, возможностей и дальше терпеть убытки у акционерного общества больше нет.

Обойдемся без поездов

Договор на перевозки между РЖД и правительством Новгородской области не подписан. Пока, говорят в СЗППК, правительство региона определяется с порядком выделения субсидий на организацию пригородных железнодорожных перевозок на территории области в 2014 году. Они выражают надежду, что договор между ОАО «СЗППК» и регионом будет заключен после того, как комитет по тарифам зафиксирует данную сумму.

На заседании правительства области, которое состоялось 23 января, чиновники рассказали, почему были отменены многие пригородные поезда в регионе. Из объяснений следовало, что 3 года назад область платила «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» 8 млн. рублей выпадающих доходов, а в 2013 году уже 86 миллионов, но в этом году пришел счет на сумму аж 581 млн. рублей. Пользуется пригородными поездами 2,5 тысячи жителей Новгородской области. Вагоны ездят почти пустые, а платить нужно, как за полные. Одним словом – денег нет!

В связи с этим была разработана новая схема транспортного обслуживания населения в текущем году. Так, пригородные поезда остались на 7 маршрутах (11 пар поездов), тогда как было 15 маршрутов и 31 пара поездов. Общая протяженность маршрутной сети сократилась с 1326 км до 695 км.

На упреки жителей деревень и поселков в связи с отменой пригородных поездов и своей «блокады», правительство Новгородской области пожимает плечами. Дескать, подумаешь, железной дорогой пользуются каких-то 2,5 тысячи человек, ничего страшного – пустим маршрутки и автобусы. Как утверждают местные журналисты, чиновники обладминистрации лукавят. Пригородными поездами пользуется гораздо больше людей, потому что другого ничего нет.

Да и вопрос с автобусами и маршрутками выглядит неубедительно. Нет, конечно же, пустить их на дороги области, чтобы люди могли добираться до центра, не проблема. Проблема в другом: в некоторых деревнях нет этих самых дорог. Зимой еще как-то можно ездить, и то, если зима выдалась не такая снежная, чтобы маршрутки не увязли. И летом, тоже можно, а вот по весне и осени, в распутицу, машины увязают в грязи. Одним словом, не дорога, а печаль.

Но и это не остановило новгородских чиновников. «Будут куплены специальные тягачи, которые будут на балансе поселений, и поселения в соответствии с законом о местном самоуправлении будут организовывать на этих тягачах доставку людей или необходимость социальных служб по месту их назначения», - успокаивает губернатор Новгородской области Сергей Митин.

Так и хочется глянуть на календарь, чтобы посмотреть, в каком веке живем, и карту, чтобы уточнить – как далеко от «большой земли» находится Новгородская область...

Вот и пишут письма Сеньков, Добрышовская, Васюрин, Селиверстова, Егоров и другие жители станции Теребутенец района Любытинский Новгородской области президенту России Владимиру Путину. Благо, что почтовое отделение пока еще работает.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали 3 раз