«И так сойдет»: в Ростовской области уникальные барельефы памятника строителям заменили на дешевые буквы

РЕГИОНЫ1 комментарий
«И так сойдет»: в Ростовской области уникальные барельефы памятника строителям заменили на дешевые буквы

Этому предшествовало падение стелы.

Волгодонск считается самым молодым городом Ростовской области. Населенный пункт сформировали три большие стройки, в свое время известные на всю страну: Цимлянской ГЭС в начале 50-х годов, химического завода, и завода атомного машиностроения «Атоммаш» в 70-80- годы. 40 лет назад в Волгодонске при населении в 180 тысяч человек насчитывалось более 30 тысяч строителей.

Спустя 30 лет профессиональная организация строителей города решила отметить свой вклад в развитие Волгодонска через создание памятника на въезде в так называемый «новый город», огромный жилой массив, построенный в 80-е годы для работников «Атоммаша» и Ростовской АЭС. Открытый в 2011 году памятник действительно стал отражением эпохи сверхбыстрого возведения типовых жилых домов: деньги на его строительстве сэкономили, памятник успел разрушиться, а при его восстановлении авторский замысел архитектурной композиции был упрощен.

Автор памятника волгодонский скульптор Егор Дердиященко предложил поставить 25-метровую стелу со степным орлом на вершине. Рядом с постаментом был размещен художественный фрагмент строительный площадки с рабочими и защитными инструментами рабочего: мастерок, каска, кувалда, сварочный щиток, монтажный пояс и символический кирпич. Вторым элементом памятника стала стена с художественными барельефами, отражающими все этапы строительства города от закладки Цимлянского гидроузла в начале 50-х годов до строительства Ростовской АЭС в 2000-е годы. Последнюю панель на стене Дердиященко предложил оставить пустой для возможности продолжения истории строительства города.

Постройку памятника финансировала и осуществляла Ассоциация строительных организаций Волгодонска, объединившая в своих рядах бывший и действующих строителей. В ценах 2010 года стоимость создания памятника оценивалась в 7 миллионов рублей. Но спустя 7 лет в марте 2017 года памятник строителям получил известность на всю Россию. Под напором штормовой ветра стела упала, повреждения получили и «исторические» барельефы. Обследование деформированных конструкций показало, что использованные металлические детали и крепеж не предусматривали возможность выдерживать сильную ветровую нагрузку. По словам Дердиященко, стела должна была стоять на мощных закладных швеллерах, вкопанных в землю. Но для экономии работ конструкция держалась за счет собственного веса.

Вверху - эскиз памятной стены с барельефами по истории Волгодонска. Из собрания Волгодонского эколого-исторического музея
Внизу - состояние барельефов летом 2018 года после падения стелы.

В ноябре 2018 года стелу вернули на прежнее место. На ее верхушку вновь установили и отреставрированного орла. Но на восстановление поврежденных при падении стелы барельефов денег уже не хватило. Целые и поврежденные бетонные плиты были демонтированы. Их пообещали вернуть на место после реставрации, но спустя два года от этой идеи отказалась. В ноябре 2020 года на пустующей почти два года стене появилась надпись «Слава строителям Волгодонска». А снятые ранее барельефы могут быть окончательно утеряны.

- Действительно, Потогин (известный в Волгодонске строитель Юрий Потогин - «Блокнот») говорил, что деньги будут. Требовалось восстановить 3-4 плиты. Но финансирование реставрационных работ так и не началось, деньги не появились. В итоге решили сделать все подешевле. Ранее снятые барельефы скорее всего утеряны. Они и так были в плохом состоянии, ведь некоторые оставшимися целыми после падения стелы плиты повредили во время демонтажа, - рассказал Дердиященко.

Стоимость восстановления барельефов Дердиященко оценил в 700-800 тысяч рублей или около 200 тысяч рублей за одну плиту. По его словам, такая цена связана с трудоемкостью бетонных работ. В память о существовавшей ранее достопримечательности Волгодонска остались только макеты барельефов, которые скульптор успел передать в местный эколого-исторический музей.

Автор: Андрей Горбунов

Комментировать
Эту новость прокомментировали 1 раз