Власти делали вид, что ничего не замечают.
На железнодорожной станции «Первомайская» в Ростове-на-Дону уже несколько дней живут тысячи узбеков, которые устроили там палаточный лагерь. Они все ждут поезда, который отвезет их на родину. Однако местные власти до последнего времени делали вид, что ничего не происходит.
В органах полиции от комментариев отказались, заявив, что нужно спрашивать региональный оперштаб. Там поначалу велели обратиться в РЖД, однако позже сами же отметили, что это не их юрисдикция, пишет "Блокнот Ростов".
Генконсул Узбекистана пояснил, что все выезжающие — трудовые мигранты, которые приехали на юг России на сезонные сельскохозяйственные работы. Раньше после завершения сезона работ они уезжали домой на автобусах или машинах, но из-за ограничений, связанных с коронавирусом, в этом году отправить их на родину привычным способом не вышло. Но сами жители палаточного лагеря рассказывают, что собрались в Ростов из разных городов России в надежде сесть там на подходящий поезд.
Консул Узбекистана в Ростовской области заявил, что первые 900 человек могут покинуть Россию на поезде 8 сентября. Но этот рейс уже не раз переносили, поэтому обитатели лагеря не верят, что им повезет. При этом с них требуют еще и деньги за билеты, которые стоят более 12 тысяч рублей.
Позднее власти Ростовской области все же прокомментировали ситуацию. В пресс-службе губернатора заверили, что глава региона в курсе ситуации — он поручил в ней разобраться своему заместителю Виктору Вовку и (почему-то) министру экономического развития Максиму Папушенко. Последний обвинил в создавшихся проблемах самих узбеков, которые, по его словам, зря поверили появившейся в Сети информации о выездном железнодорожном рейсе.
– Правительство области и администрация Ростова урегулируют ситуацию с массовым прибытием граждан Узбекистана на вокзал станции «Первомайская». Напряженная ситуация возникла в связи с распространением в интернете не согласованной с правительством области и администрацией города информации об отправке вывозного состава со станции Первомайская, — оценил обстановку Папушенко.
В итоге ростовские власти решили помочь жителям Узбекистана. Был разбит палаточный лагерь, организована доставка еды и воды (до сих пор узбеков подкармливала только местная диаспора). Вечером 7 сентября на вокзал выезжал и.о. главы администрации города Юрий Овчинников. Он также пообещал взять ситуацию под личный контроль.
Аналогичный коллапс с вывозом граждан Узбекистана из России возникал еще в середине мая 2020 года. Власти республики организовывали транспортировку людей из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов РФ. После закрытия границ из-за коронавируса многие узбеки, работавшие в России, остались без средств к существованию и поселились на вокзалах и в аэропортах. В Ростове-на-Дону тогда тоже образовалось скопление мигрантов, и местное генконсульство Узбекистана принимало в их судьбе живейшее участие.
В схожей ситуации оказались граждане Азербайджана, застрявшие возле российской границы на территории Дагестана. Хотя процесс их возвращения на родину запущен, но идет он так медленно, что люди, вынужденные жить в крайне некомфортных условиях, давно начали выражать негодование. Например, в июне 2020 года скопившиеся в Дербенте азербайджанцы устроили настоящий бунт против полиции, требуя выпустить их из страны.
Граждане Азербайджана (а их скопилось более 900 человек) записали видеообращение к президентам обеих стран и попросили открыть границу, чтобы они могли вернуться домой. МИДы обоих государств проработали процедуру возвращения и договорились об открытии коридора, но из-за того, что все возвращавшиеся в Азербайджан мигранты должны были отбыть 14 дней на карантине, пропускная способность этого коридора была крайне низкой — около 120 человек в сутки.
Автор текста: Роман Неведров