Сергея Угляницу чуть не забили до смерти металлической трубой.
В октябре 2019 года на гражданского активиста Сергея Угляницу из Усолья-Сибирского было совершено жестокое покушение, его чуть не забили до смерти. Угляница подозревает в организации нападения на него иркутских «мусорных баронов» и «звезд» команды экс-губернатора региона Сергея Левченко. Расследование преступления буксует.
Жестокая расправа
В тот вечер Сергей Угляница приехал поставить свой автомобиль в гараж. Недалеко от кооператива заметил двух мужчин крепкого телосложения, но не придал этому значения. Когда он закрывал ворота гаража, на него напали сзади, ударив по голове обломком металлической трубы. Сергей упал, теряя сознание, и его продолжили избивать ногами, нанося удары, в основном, по голове. Скорая помощь доставила пострадавшего в больницу, где были диагностированы множественные ушибы, перелом носа и повреждение глазницы, травмы головы.
Не возникало сомнений в том, что жестокая расправа связана с общественно-политической деятельностью Сергея Угляницы. В СМИ обсуждалось несколько версий о причинах происшедшего.
Первая – это критика гражданским активистом теперь уже экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Известный иркутский журналист Галина Солонина на своей странице в социальной сети написала: «Предположу, что дело связано с недавним его (Сергея Угляницы – прим. ред.) выступлением на Клубе Публичной Политики с критикой в адрес губернатора Сергея Левченко. Политические страсти в Иркутской области накаляются».
Критика была особенно болезненной для «красного» губернатора с учетом того, что Сергей Угляница в 2012-2017 годах являлся депутатом Усольской городской Думы от КПРФ. Он вышел из партии, оценив последствия деятельности Сергея Левченко на посту главы региона. «Четыре года были наполнены красивыми отчетами, бравурными презентациями, громкими обещаниями и тихим предательством всех, кто поверил Левченко в 2015 году.... За свою наивность все мы заплатили страшную цену. Эту цену заплатили 45 тысяч пострадавших от паводка... Эту цену заплатили немощные старики, инвалиды, простые люди, которые полтора года сидели без лифта в своих квартирах, пока фирма-прокладка губернаторского сынка «Звезда» сможет относительно законно «освоить» миллиард рублей, вытащенный из кармана жителей Иркутской области...», – написал Сергей Угляница в обращении, опубликованном «Восточно-Сибирской правдой».
В ходе внутрипартийного конфликта ряды КПРФ покинуло еще около сотни иркутских политиков.
«Мусорный» след
Вторая версия связывает нападение на Сергея Угляницу с его противостоянием влиятельным «мусорным баронам», афиллированным с ООО «РТ-НЭО Иркутск» – регоператором по обращению с ТКО зоны «Юг» Иркутской области. В рамках своей депутатской деятельности Угляница направил в различные инстанции, включая прокуратуру и Роспотребнадзор, множество запросов о состоянии полигона ТКО, который эксплуатировало ООО «Коммунальник+». В частности, на объекте происходили возгорания отходов, отравляя окрестности продуктами горения.
В результате принятых по депутатским запросам мер оказались затронуты коммерческие интересы совладельца ООО «Коммунальник+» Вадима Логунова. Его давние деловое партнеры Артем Мищенко и Александр Сумкин владеют 49 % уставного капитала ООО «РТ-НЭО Иркутск», контрольная доля коего принадлежит АО «Национальный экологический оператор» (АО «НЭО») – дочерней компании «Ростеха».
Как пишет «Moscow Post», в многочисленные фирмы Мищенко, Сумкина и Логунова выводятся средства, собранные по тарифам за вывоз ТКО с потребителей – населения и предприятий. Там стоимость услуг занижается примерно на 30 %, после чего оставшуюся сумму предлагают подрядчкам за работу по транспортировке ТКО. Профит очевидный! «Новая система по обращению с отходами ставит в подрядчиков в зависимость от регионального оператора, который имеет возможность диктовать свои цены, а также выбирать, с кем сотрудничать», – отмечает сетевое издание.
Кроме того, фирмы Мищенко, Сумкина и Логунова извлекают барыши за захоронение ТКО на полигонах. В том числе – в Ангарске и Усолье-Сибирском. Вот тут, по мнению Сергея Угляницы, он и перешел им дорогу. После очередного депутатского запроса в 2016 году сожгли его автомобиль. Преступники разбили стекло и бросили внутрь бутылку с зажигательной смесью.
Совпадение интересов
Сам Сергей Угляница считает, что обе версии о причинах нападения на него – политическую и экологическую – надо рассматривать в совокупности. «Мусорные бароны» имели серьезные связи в команде экс-губернатора Сергея Левченко. Именно в его правление ООО «РТ-НЭО Иркутск» получило статус регоператора по обращению с ТКО зоны «Юг» Иркутской области.
Кроме того, по мнению Сергея Угляницы, готовилась сделка по приобретению компании правительством Иркутской области за бюджетный счет. Обсуждалась сумма в три миллиарда рублей! Таким образом, совпали интересы бизнесменов и чиновников, желавших продлить свою власть в регионе богатом разнообразными ресурсами еще на пять лет.
Сергей Угляница называет имена бывшего вице-губернатора Дмитрия Чернышова, за которым тянется шлейф громких скандалов, и советника губернатора Александра Федорова, в прошлом – начальника УЭБиПК ГУ МВД по Иркутской области. Сам Сергей Левченко после нападения на гражданского активиста громогласно заявлял, что берет расследование преступления под свой «личный контроль». Но в итоге потерпевшего досрочно выписали из больницы якобы за «нарушения режима». А может и для того, чтобы квалифицировать степень тяжести полученных им увечий как «легкий вред здоровью» и передать уголовное дело в отдел полиции «Усольский». Хотя посягательства на жизнь политических или общественных деятеля (ст. 277 УК РФ) расследуются ФСБ. Но в этом ведомстве, куда обращался Сергей Угляница, ему обещали «перезвонить» и – тишина.
Бандит под прикрытием?
В результате многолетних «усилий» полиции нападение на гражданского активиста, как и сожжение его автомобиля, остаются нераскрытыми. Несмотря на то, что Сергей Угляница установил и опознал нападавших. Одним из них, по его словам, оказался некий Алексей Т. (как таких именуют в его окружении – «торпеда») - бывший член ОПГ Андрея Абубакирова (Бублика). Банда из шести человек, владевших навыками борьбы и рукопашного боя, орудовала в Усолье-Сибирском и Усольском районе. Преступления совершались ими с особой жестокостью и цинизмом. Например, одному из членов ОПГ, родственница которого торговала на рынке мясом, нужно было избавиться от конкурента. Ночью бандиты бросили в окно дома предпринимателя бутылку с зажигательной смесью и скрылись. Комнату, в которой находились 11-летняя дочь хозяина и ее девятилетняя подруга, моментально охватило пламя. Обе девочки погибли.
Приговором Иркутского областного суда лидеры ОПГ отправлены в места лишения свободы на сроки от 17 до 19 лет. В то же время «Торпеда» и ещё один член группировки отделались условными наказаниями, что с большой долей вероятности может указывать на их сотрудничество с правоохранительными органами.
Стертая запись
По странному стечению обстоятельств оказалась утрачена часть видеозаписи камеры наблюдения, установленной в гаражном кооперативе, где было совершено нападение на Сергея Угляницу. Усольские полицейские, которые приезжали на вызов, сказали, что камера «зависла».
Однако, Сергей Угляница рассказывает: «Эксперт Генпрокуратуры РФ в телефонном разговоре с председателем нашего кооператива, сообщил ему, что на запись было оказано внешнее воздействие. Фактически это означает, что был целенаправленно уничтожен самый интересный и важный для следствия ее фрагмент».
Без срока давности
После опознания Сергеем Угляницей нападавших и проведения очной ставки с «Торпедой» полицейское следствие застопорилось. На ходатайство потерпевшего об объединении уголовных дел и передаче в Следственное управление СКР по Иркутской области прокуратура ответила отказом. Уголовное дело о сожжении автомобиля и вовсе прекратили, но гражданский активист обжаловал это решение. А 29 октября 2021 года дознавателем МО МВД России «Усольский» было вынесено постановление о прекращении уголовного дела о нападении «в связи с истечением сроков давности». Сейчас Сергей Угляница обжалует его в суде.
- От всего происшедшего и происходящего у меня осталось ощущение того, что в нашей области добиться справедливости невозможно, Все всё знают, но ничего не делают, а уж по каким причинам — это неважно, – подвел итог Сергей Угляница.
Близкие и сторонники активиста надеются, что этот итог - промежуточный, что полноценное расследование столь резонансной истории все-таки будет проведено, без ссылок на «срок давности»...