За спасение 81 человека - медаль и прибавка к пенсии 3117 рублей

ОБЩЕСТВО4 комментария
За спасение 81 человека  - медаль и прибавка к пенсии 3117 рублей

Как сейчас живет человек, чьим многолетним трудом стало возможно настоящее чудо? В 2010 году, в бескрайней тайге, терпящий бедствие самолет нашел заброшенный аэродром, который много лет поддерживал в порядке Сергей Михайлович Сотников.

В 90-х аэропорт в поселке  Ижма, власти признали не рентабельным, переименовали в вертолетную площадку и значительно сократили финансирование. Со временем там остался работать всего один человек - Сергей Михайлович Сотников. С этим местом была связана вся его сознательная жизнь, ведь работал он там с момента открытия аэродрома в 1978 году, когда пришел туда молодым, 20-летним специалистом.

Видимо, прикипел душой и посвятил всего себя маленькому аэродрому, затерянному в тайге. А когда аэропорт закрыли, он продолжал его охранять и чистить, реставрировать, по мере сил и за свой личный счет. Он не мог иначе, а его называли чудаком. И вдруг о нём узнал весь мир, когда благодаря его, казалось бы, бессмысленному труду, была спасена 81 душа...

Потом «большие» люди долго не могли понять масштаба личности этого «маленького» человека.

Целых 12 лет Сергей Сотников поддерживал заброшенную взлетно-посадочную полосу (ВПП). Верил в возрождение, что когда то здесь снова будут приземляться и взлетать самолеты. Он в одиночку, своими силами поддерживал ВВП в порядке. Обновлял осевую разметку и окраску. Вырывал ивняк, который каждый год прорастал между плитами, а полоса, кстати, длинной в 1,3 км.

Много сил он положил на дренаж, понимая, что если этого не делать, плиты просядут и ВПП придет в негодность. Он часто вступал в конфликты с местными жителями, чтобы те не ездили по ВПП на лошадях и не парковали машины, чтобы молодежь не устраивала там гонки и дискотеки. Местные жители только крутили пальцем у виска, глядя на хранителя никому не нужного аэродрома.

«Зачем тебе это? Тебе ж за это не платят?», - говорили селяне начальнику забытого аэродрома.

Кто знал, что о нем заговорит весь мир?..

В то утро, 7 сентября 2010 года, самолёт Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс по маршруту Полярный—Москва,  но через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Топливные насосы были так же обесточены. Это означало, что горючего хватит на считанные минуты.

Опытный экипаж понимал, что нужно срочно сажать самолет. Но где?! Кругом тайга. Пилоты решили пойти на отчаянный шаг - сажать самолет на воду. Это был крохотный, но шанс спасти, пусть не всех, но кого-то. Экипаж рассчитывал посадить крылатую  машину на речку Ижма, близ поселка, чтобы местные жители, увидев крушение, смогли оказать первую помощь  уцелевшим.

«Мы были просто в отчаянии. Одно дело теория, другое дело - практика и ответственность за людей на борту. Ведь в тот момент их жизни зависели только от нас. честно говоря, мы думали, что идут последние минуты нашей жизни. Мы даже уже попрощались друг с другом»,  - вспоминали командир воздушного судна Евгений Новосёлов  и второй пилот Андрей Ламанов.

Когда они уже решили сажать самолет брюхом на воду, случилось настоящее чудо. В сплошном зеленом ковре таежного леса бортпроводник разглядел чистую полоску. Что это могло быть? Ведь аэропорта здесь, по всем реестрам, не было. Приблизившись пилоты увидели ВПП, короткую, но, вроде бы, ровную.

Это был единственный  шанс на спасение. Без промедления пилоты начали аварийную посадку. Управлять самолетом без приборов навигации было очень сложно. Стакан с водой служил за авиагоризонт. Отказ электрооборудования привел к невозможности управления закрылками, в связи с чем, посадочная скорость была 350-380 км/ч, вместо нормы в 270 км/ч.

Сейчас всё зависело от навыков и мужества пилотов. Два захода на посадку были прерваны с заходом на следующий круг. На третий раз, в 7.55 по местному времени была произведена успешная аварийная посадка, но самолёт выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был частично повреждён. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были успешно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Пострадавших не было.

А ведь такой счастливой развязки могло и не произойти. Самолет рухнул бы в лес, если бы в этой бескрайней тайге, один человек, десятки лет не хранил эту маленькую, спасительную полоску.

Спустя месяц после аварийной посадке в Ижме, двум пилотам Евгению Новоселову и Андрею Ламанову было присвоено звание Герой России.

Сергею Сотникова Героя России не дали. Сами люди признали его народным героем. На одном из городских сайтов Томска был организован сбор средств для Сергея Михайловича. На полученные деньги Сотников высказал желание закупить посадочные огни для вертолетных площадок.

Также, благодаря блогерам, были собраны деньги, куплен снегоход и подарен хранителю ижменского аэродрома. Сергей Сотников стал желанным гостем на центральных телеканалах. Его пытались затащить в политику единоросы. Ему даже удалось пообщаться с Путиным.

"Вы же понимали, что этот аэропорт не планируется к использованию. Вы зачем поддерживали его в работоспособном состоянии?, - спросил Сергея Сотникова, на тот момент председатель правительства, Владимир Путин.

«Я надеялся, что возродится былая авиация. Надежда умирает последней», - ответил Сотников.

Путин тогда заверил его, что возрождение малой авиации, столь нужной в регионах, обязательно произойдет, причем в ближайшее время.

Однако, спустя 10 лет после того чудесного спасения, аэродром в Ижме так и не начал принимать самолеты.

Конечно, власти Сергея Сотникова тоже не забыли наградить. В 2012 году ему дали орден «За заслуги перед Отечеством 2 степени», а в 2016-м присвоили звание заслуженного работника транспорта республики Коми, а это прибавка к пенсии аж 3117 рублей.

На пенсию многолетний смотритель ижменского аэродрома вышел в октябре 2019-го.

«Я измотался и не вижу никакой перспективы, никакого развития. Аэропорт тут уже восстанавливать не будут, ясное дело», - говорил Сергей Сотников в интервью «Медузе» в 2019 году.

Теперь, прежде застекленные окна аэропорта,  заколочены.

«Стёкла бъёт пацаньё - стреляют из »воздушки. Охраны нет. Тут нужно, как цепной пес быть привязанным к этому месту. Как Дима тут будет бегать-прыгать?", - сетует Сергей Михайлович.

Дима - это 30-летний преемник Сергея Сотникова. Теперь он один, так же, как Михалыч, будет следить за аэродромом в Ижме. На сколько его хватит???

Комментировать
Эту новость прокомментировали 4 раз