4 ноября, в память о событиях 1612 года и в честь освобождения Москвы от поляков, в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы России» от 24 декабря 2004 года». Во всех городах в этот день политические партии и общественные движения организуют различные митинги и шествия, концерты и спортивные мероприятия. 2013 год не стал исключением.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. С тех пор так и повелось, отмечать его каждый год 4 ноября. Однако, несмотря на то, что большинство россиян знают название праздника и фамилии Минина и Пожарского, не все знают кто именно были эти люди и какие события вообще привели к тому, что дата 4 ноября нашла свое отражения в российской истории. Вкратце напомним, благодаря каким событиям прошлого мы отмечаем этот день.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года. Тогда народное ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков. Так сложилось, что исторически данный праздник связан с окончанием Смутного времени (или просто смуты) в России в XVII веке, хотя сама смута завершилась не в день освобождения Москвы.
Смутное время
Напомним, что смутное время – период с 1584 по 1613 годы. Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного, а закончился тогда, когда на русский престол взошел Михаил Федорович Романов, первый из династии Романовых. Сама же смута была вызвана пресечением царской династии Рюриковичей, а впоследствии эпохой глубокого кризиса Московского государства, который перерос в национально-государственный. Таким образом, единой русское государство начало разваливаться. Появились различные самозванцы (Лжедмитрии). Кроме того, на территории Руси царил хаос, разбой и грабежи, воровство и пьянство.
В результате смуты, «семибоярщина» (переходное правительство из семи бояр, принятое летом 1610 года) во главе с князем Федором Мстиславским узурпировала власть в Москве, после чего в Кремль были допущены польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава IV.
Первое и второе народные ополчения
Еще до Минина и Пожарского, патриарх Гермоген в 1611 году попытался создать народное ополчение, с целью изгнать поляков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. И поначалу все шло хорошо. Первое народное (земское) ополчение росло, его возглавил воевода Прокопий Ляпунов. Однако, по ложному обвинению, Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри и ополчение распалось.
Казалось бы все потеряно. Однако, все изменилось, когда в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал граждан снова создать народное ополчение. Свою знаменитую речь он произнес на городском сходе. «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело» - воодушевлял людей Минин.
На пост главного воеводы Минин предложил 30-летнего новгородского князя Дмитрия Пожарского, который согласился занять этот пост только если горожане сами выберут ему помощника, который бы следил за казной ополчения. Им стал Минин. Таким образом, во главе ополчения, которое насчитывало свыше 15 тысяч человек, встали два человека – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Изгнание поляков и окончание смуты
4 ноября 1612 года народное войско с чудотворной иконой Казанской Божией Матери (явленной в 1579 году) взяло штурмом Китай-город и изгнало польских интервентов из Москвы. Победа эта послужила мощным толчком для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания. Именно благодаря победе Минина и Пожарского над поляками 4 ноября так глубоко вошло в историю нашей страны.
Уже в 1613 году Земский собор (собрание представителей всех, кроме крестьян, слоев населения) избрал новым русским царем молодого Михаила Федоровича Романова (сына митрополита Филарета). Михаил стал первым русским царем из династии Романовых. В истории данное событие считается окончанием периода смуты в российском государстве, продлившегося почти 30 лет.
По указу царя Алексея Михайловича Романова, правившего в 1645-1676 годах сына Михаила Романова, было установлено празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Этот праздник отмечался до 1917 года. В церковный же календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства, по сути своей, праздник не новый, а возвращение к исконной традиции.
Самое интересное: