У экоактивистов из «Greenpeace» вызывает вопросы законность подобных действий в особо охраняемом природном объекте в Воронежской области.
C территории Воронежского биосферного заповедника имени Василия Пескова ежедневно в неизвестном направлении вывозятся сотни кубометров ценного леса. Делянки для рубки у дровосеков запрятаны в глубине заповедника, и размеры их самые разнообразные — от небольшой опушки до пары гектаров земли.
- Когда в 2014 году из «Сочинского заказника» выгнали замдиректора Романа Холода, он был сослан в Воронеж, - рассказывает собеседник. - Здесь его назначили директором «Графского заповедника» (он же биосферный заповедник имени Пескова, — прим. ред.). И что вы думаете Холод сделал здесь в первую очередь? Он построил пилораму.
По словам жителей соседней станции «Графская», дороги на территории заповедника изъезжены грузовыми машинами. Только на одной поляне можно заметить около 60 пней, занесенных сейчас снегом. По самым скромным подсчетам, в этом квартале в заповеднике уже давно было вырублено больше сотни кубометров отборных сосен. По правилам рубки леса, на входе в подобную делянку должен был висеть информационный стенд. Однако его там нет и не было.
Жители станции «Графская» говорят, что отсутствует какая-либо информация и на поляне в двух километрах от указанной выше поляны. На этой делянке срубленных сосен гораздо больше. Всего же в радиусе десятка километров заповедника насчитывается порядка 5 таких делянок, на которых вырублено сотни деревьев, а это огромное количество кубометров древесины. В других концах заповедника, по словам жителей окрестностей, точно такая же картина.
- Они поставили рубку сосен на поток, - рассказывает один из жителей Графской. - Если они продают древесину, то спросите у Романа Холода, куда деваются деньги? И кто позволил вообще посягать на такой природный объект, как заповедник?
Как выяснилось, в 2013 году Воронежская областная Дума рассматривала поправки в земельное законодательство, согласно которым могли меняться границы особо охраняемых территорий. Тогда инициатива не прошла. Отклонило эти же поправки затем и правительство. Сейчас, по словам экспертов, группа законотворцев готовится снова предложить эту инициативу для рассмотрения на парламентском уровне. Местные жители при этом утверждают, что руководство Воронежского биосферного заповедника решило не дожидаться, пока депутаты дадут «зеленый свет» на подобные изменения, и стали самостоятельно вырубать сосны.
Когда руководитель программ по особо охраняемым территориям организации «Greenpeace» Михаил Крейндлин увидел кадры делянок в заповеднике, он сказал:
- Данная территория относится к категории заказника. Формально в нем разрешена частичная вырубка леса до 0,5 гектара, - говорит Михаил Крейндлин. - Однако, согласно положению о федеральном заказнике «Воронежский», природный объект образован для сохранения, восстановления и воспроизводства объектов животного мира. Там должно быть также проведение научных исследований, осуществление экомониторинга и экологического просвещения. Проведение таких рубок явно не соответствует решению указанных задач и разрушает среду обитания объектов животного мира. Согласно статье 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», в государственных или природных заказниках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания таких природных объектов или причиняет вред их комплексам и компонентам. Поэтому, несмотря на то, что формально эти рубки не запрещены положением, их законность вызывает большие вопросы.
В самом заповеднике по поводу положения дел в заказнике ответа пока не дали.
Василий Песков, в честь которого был назван Воронежский природный биосферный заповедник, был выдающимся советским и российским журналистом, писателем и путешественником. Мастер большую часть жизни прожил в Воронеже, а когда уехал в Москву, работал в «Комсомольской правде». С самого начала творчества Василия Пескова интересовала природа родного края. Журналист много писал о Воронежском заповеднике, отмечая важность сохранения и приумножения его богатств. Своими трудами Василий Песков открыл новую эпоху в творчестве о природе. Во многом этому помогли его впечатления от богатств Воронежского биосферного заповедника.