Во всяком случае Иран обещает на днях спустить на воду в Каспийском море тяжелый эсминец собственного производства, разработка которого ведется с 2010 года. Также иранские власти готовы продемонстрировать и свою первую иранскую 500-тонную субмарину. Зачем Ирану оснащать свой флот? Неужели, чтобы захватить богатое нефтью море?
Ранее оборонное ведомство Ирана уже сообщало о производстве миноносца Jamaran 2. Построенный исключительно иранскими специалистами, корабль обошелся стране в 75 миллионов долларов. Также военно-морское ведомство рассчитывает пополнить свой флот усовершенствованными моделями миноносцев Jamaran 3 и Jamaran 4.
Иранские официальные лица утверждают, что страна модернизирует свои возможности ведения войны в Каспийском море для поддержания мира и безопасности, укрепления дружбы и братских связей между регионами. Мощный военно-морской флот поможет борьбе с терроризмом и наркотрафиком, уверяет иранские военные.
Страны Каспийского региона с опаской восприняли известие об усилении иранского флота.
Из стран Каспийского региона, куда входят Азербайджан, Туркменистан, Россия, Казахстан и Иран, самый мощный флот у Каспийской флотилии, принадлежащей России. Однако на балансе флота эсминцев нет, только сторожевые корабли. У Казахстана и Туркменистана только ракетные катера.
Конечно же заявления о благих намерениях Ирана по укреплению дружбы и братских связей никто в регионе не воспринял серьезно. Всему причина Каспийское море с его богатыми запасами нефти. Как известно, до сих пор не решен вопрос с разделом моря, в результате чего периодически происходят стычки между каспийскими странами. Так, напряженные отношения сложились между Азербайджаном и Туркменистаном из-за неопределенного статуса нефтяного месторождения «Кяпаз»» (азербайджанское название) и «Сердар» (туркменское название). А также между Азербайджаном и Ираном из-за месторождения «Сардар Джангал», запасы которого оцениваются в 2 млрд. баррелей.
Исходя из этого, эксперты считают, что Иран наращивает свою военно-морскую базу. Иран рассчитывает забрать себе 20 процентов Каспия. Делимитация южной части Каспия до сих пор не определена, вот Иран и суетится.
Спор о разделе Каспийского моря тянется со времен распада СССР. Пяти участникам никак не удается договориться, как делить море. Иран хочет получить 20 процентов, то есть одинаково между всеми пятью участниками. Стоит отметить, что по советско-иранскому договору у него только 13,8 процента моря.
И вот оснащение новыми кораблями сделает Иран гораздо увереннее.
Самое интересное: