![Ненавидеть русских с детства: составлен рейтинг уровня русофобии в школьных учебниках истории у наших соседей Ненавидеть русских с детства: составлен рейтинг уровня русофобии в школьных учебниках истории у наших соседей](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/000000-1.jpg)
Безусловный лидер – Украина, за ней идет Азербайджан и Узбекистан.
Где и как учат ненавидеть русских с детства? Политолог Вадим Трухачев составил «рейтинг» русофобии в учебниках ближайших стран. На первом месте, ожидаемо, Украина. Следом идет Азербайджан а за ним - Узбекистан. Что же пишут авторы о нашей стране школьникам?
На Украине еще в начале нулевых в учебнике истории для 9-го класса были такие параграфы: «Украинцы в Бородинской битве», «Преследование Наполеона украинскими полками». Об Отечественной войне говорилось, что казацкое ополчение «не поверило, что Наполеон освободит Украину», и собрало 70-тысячное войско, прогнавшее императора. О Полтавской битве писали: «Поражение украинско-шведских воинов от российских царских орд».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/22-3-1005x524.jpg)
В учебниках истории ХIХ века можно было найти картинки аккуратной белой мазанки в цветах и мрачной, кривой избы из бревен: под рисунком подпись – «Угадайте, где русская изба, а где украинская хата».
В 2014-м русофобия расцвела буйным цветом. Но когда началась СВО, школьные учебники дополнительно скорректировали. В частности, в них добавили термины «рашизм» и «коллаборационизм» по отношению к жителям Донбасса.
Изменили и подачу предыдущих веков, мол, такие «дополнения» помогут детям «уяснить сквозные линии из прошлого, которые позволяют объяснить современные события». Россия именуется Московщиной, а её жители — москалями, которые со времён Екатерины II грабили и убивали беззащитных украинцев.
В 1917-м была «украинская революция». В Гражданскую красные и белые сражались не друг с другом, а с независимой Украиной. «Кремлёвские вожди, в итоге, заморили её голодом.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/2-30-1005x563.jpg)
СССР возглавляло «правительство имперского типа». Оно лишило Украину независимости и реализовывало «политику обрусения» и «угнетения». Жители Донбасса - не украинцы, а пришлые: они питались баландой из железных коробок, которые делали из американских консервных банок. Ели руками, а ложки им выдавали по праздникам — 1 мая и 7 ноября.
В новейшей истории о трагедии в Одессе в 2014-м пишут, как о столкновении между футбольными фанатами и «пророссийскими поклонниками антимайдана». Есть СВО, которую наша страна, по мнению авторов учебников, ведет с «признаками геноцида». При этом, «Россия начала подготовку к войне с Украиной ещё в 1991 г.». Так что, первое место – абсолютно заслуженное.
На втором – Азербайджан. Авторы школьного учебника по истории пишут:
«Ханства, являвшиеся до этого воплощением суверенитета нашего народа, были ликвидированы и превращены в провинции Российской империи. Враждебно относившаяся к тюрко-мусульманским народам Россия создала на завоеванных землях Северного Азербайджана тяжелый военно-оккупационный режим».
И еще:
«Российские царские власти нанесли тяжелый удар по земельным правам и привилегиям высшего мусульманского сословия. Они подверглись национальной и религиозной дискриминации. Налоговая политика России, проводившаяся в мусульманских провинциях, вела к разорению нашего народа».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/33-2.jpg)
Советские времена подают в таком ключе: «Военное вторжение Советской России». При этом учат детей, что партия большевиков «состояла из русских, армян, евреев и грузин».
Есть главы ««Геноцид тюрко-мусульманского населения в Северном Азербайджане», «Народное движение против советского режима», «Установление тоталитарного режима».
Третье место – Узбекистан. Вопреки заклинаниям про «общую историческую память», никакой Великой Отечественной в узбекистанских учебниках нет. Есть только Вторая мировая, в которую Узбекистан был втянут вследствие нахождения в составе колониального СССР.
Узбекских детей учат, что СССР был государством-агрессором, подписавшим пакт с Гитлером (нашлось место и «параду в Бресте», и «оккупации» СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.
При этом, единственным этносом СССР, внесшим вклад в победу над фашизмом, были милосердные, безмерно щедрые, героические, великодушные узбеки.
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/5-6-1005x671.jpg)
Всей Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в учебнике для 5-го класса посвящено три абзаца. А вкладу Узбекистана - 11 страниц; ни одного другого этноса, участвовавшего в войне не названо.
Также пишут, что члены сформированного нацистами «Туркестанского легиона» пострадали от советской власти, злобно направившей их в лагеря.
В целом: Россия враг, колонизатор, агрессор. Россия ответственна за развязывание Второй мировой, и что выиграна эта война была только за счет наделенных всеми положительными качествам узбеков. А «потом вооруженные русофобией и манией национального величия выпускники узбекистанских школ едут в Россию».
Трухачев отмечает«строго отрицательный образ России и русских с минимумом просветов в Таджикистане, где его можно сравнить с Грузией, Молдавией и Литвой». И - «сдержанно отрицательный» в учебниках союзников по ЕАЭС - Казахстане, Киргизии и Армении:
«В большинстве стран ЕС и НАТО - тон примерно такой же. В хорошо знакомых мне Чехии и Австрии - в точности такой. Как и в Германии, Франции, Норвегии, Румынии, Испании… Или в Южной Корее. Не имеет ярко выраженной антироссийской заданности учебники в Белоруссии. Но и пророссийской не имеют - они нейтральные. Как в Италии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Греции, Швейцарии… Или в Китае, Индии, Иране» .
Где-то вообще пишут о России хорошо?
«Однозначно положительный тон преобладает только в Сербии. Скорее положительный - в Монголии и Вьетнаме, на Кубе, в КНДР».
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/6-4.jpg)
AW/JP - RTRC137
Исходя из этого, политолог делает вывод:
« Отношение к России в южных странах СНГ ничуть не лучше, чем в наиболее антироссийских странах ЕС и НАТО. А в ряде случаев - даже хуже. И основания считать их союзниками примерно такие же, как и в случае со странами Запада. Не стоит ли пересмотреть отношение к гражданам, которые приезжают в Россию, начитавшись вот таких учебников? Нечего к «колонизаторам» ездить».
Впрочем, в ряде стран тональность, заданная в учебниках истории, дает о себе знать и на уровне дипломатии и политики. Например, это уже касается Азербайджана.