К утру 23 января уже 42 журналиста числятся пострадавшими. Все они получили ранения разной степени тяжести, работая в эпицентре событий в Киеве – на улице Грушевского. По данным украинского Института массовой информации, правоохранители специально «охотятся» на журналистов. Делать это нетрудно, поскольку работников СМИ выдает не только съемочное оборудование, но и специальные жилеты и каски с надписью «Пресса». Все это невольно делает их видимой мишенью.
«Обстрел» подтверждают и работники библиотеки в Верховной раде, окна которой выходят на опасную нынче улицу. Они видели, как по группе журналистов, ведущей съемку стоя на лестнице библиотеки, стреляли люди в форме. Стрелявшие по журналистам, «прошлись» и по окнам библиотеки.
Весь период столкновений Института массовой информации вел мониторинг нападений на журналистов. По данным института, резиновая пуля попала в шею и корреспонденту LB.ua., одному журналисту крупнейшего американского агентства Associated Press попали в пах, его коллега пострадал от выстрела в голову.
«В больнице находится корреспондент российского телеканала РЕН ТВ Станислав Григорьев с подозрением на открытый перелом ноги, - перечисляет директор Института массовой информации Оксана Романюк. – Под ним взорвалась свето-шумовая граната. «А если бы это была не свето-шумовая граната, а боевая, то мне бы точно оторвало ноги», - прокомментировал Станислав свое ранение.
От свето-шумовой гранаты пострадал и фотокорреспондент российской «Новой газеты» Евгений Фельдман. У него разбит нос, множество порезов. Осколок гранаты травмировал руку и поранил левый глаз корреспондента газеты «Вести» Вячеслава Веремия. Ранение в ногу и спину получил корреспондент Нижинского интернет-издания «Уездные новости» Игорь Волосянкин. Из травматики обстреляли милиционеры репортеров Spilno.tv. Анатолия Лазаренкова и Галину Садомцеву, когда те вели в эфире прямой репортаж с места событий. Журналисты «Радио Свобода» Игорь Исхаков и Дмитрий Баркар были избиты милиционерами, а фотокорреспондента интернет-издания LB.ua Макса Левина избил «титушко».
Фотокорреспондента издания «Комментарии» Александра Брамса, который делал снимки для «Справедливой» не только обстреляли, но и выбили плечо. Но он все равно продолжает работать с загипсованной рукой.
Всех не перечислить. Но самое тяжелое во всей этой истории, что нападения и обстрелы не прекращаются.
«Какие меры предприняты, чтобы журналисты могли спокойно работать?» – спрашиваю у Оксаны Романюк.
«Меры предприняты только на уровне самих журналистов, редакций и медиа-организаций: журналистам выдали каски, кто смог – достал бронежилет, мы раздали дополнительную партию жилетов с надписью ПРЕССА. Мы также раздали наклейки для камер, респираторы и противоударные очки. Такое количество жертв связано прежде всего с тем, что со стороны власти не было проведено какого-либо инструктажа о том, что журналисты не являются участниками акций протеста, они - нейтральная сторона. Журналисты выполняют тут свои профессиональные обязанности и только», - поясняет Оксана.
«Но ведь вся эта журналистская «экипировка» наоборот создает дополнительные проблемы, «подставляя» работников СМИ? Быть может, стоит в нынешней обстановке отказаться от привлечения внимания?» - интересуюсь я.
«Что касается жилетов, тут к ним неоднозначное отношение. С одной стороны, около 20 журналистов заявили, что в них целились специально, с другой стороны, некоторым корреспондентам жилеты все-таки помогли. Кроме того, у журналиста часто в руках камера, микрофон, то есть его и так можно идентифицировать. Мы не можем однозначно утверждать: жилеты - зло или добро. Тем более, что много стреляют и в тех, кто был без всего этого. Но в любом случае, мы рекомендуем всем журналистам иметь при себе наружную идентификацию, хотя бы бейдж, повязку. Это хотя бы поможет избежать ареста на месте событий», - считает Романюк.
Сложно сказать, сколько сегодня журналистов работают в эпицентре событий, где идут бои. На улице жгут резиновые шины, чтобы перекрыть милиции обзор на баррикады. В таком дыму трудно вообще что-либо разглядеть, тем более надписи на жилетах. Оксана Романюк предполагает, что их несколько сотен вместе с зарубежными журналистами. Напоследок директор Института массовой информации дает совет российским коллегам, которые приезжают в Украину для освещения событий: «Не забывайте о средствах безопасности, используемых в горячих точках: каска, желательно армейская, но можно хоккейную или лыжную, респиратор, по возможности, кевларовый бронежилет. И обязательно идентификация - на вашей одежде должен быть опознавательный знак «ПРЕССА», куда вы его решите разместить – неважно, главное, чтобы он был».
Тем временем, установлена личность третьего из пяти погибших в ходе беспорядков в Киеве. Это Михаил Жиздневский, гражданин Беларуси, живущий в Украине с 2005 года. Он является членом украинской националистической организации УНА-УНСО (Украинская народная самооборона — украинская политическая партия праворадикального толка). Как сообщают национальные СМИ активисты «Команды молодежи Виталия Кличко» собирают средства, чтобы перевезти тело Жиздневского на родину.
Правоохранительные органы говорят о трех погибших, оппозиция о пяти. По данным МВД, с их стороны пострадали 218 человек: черепно-мозговые травмы, переломы, ожоги, колото-резаные раны, отравления.
Обстановка становится все тревожнее и тревожнее. Уже очевидно, что ни один лидер оппозиции не контролирует ситуацию. Европа, которая все это время говорила, что не время вводить санкции, получив «добро» США, изменила позицию. Так, в Европарламенте заговорили о том, что наступило время для адресных санкций.
Самое интересное: