В ближайшее время Украина может потерять ключевой логистический узел и последнюю шахту коксующегося угля
Российские войска активно продвигаются, освобождая территорию ДНР. Сочувствующие Украине западные СМИ, такие, как New York Times, с тревогой пишут: ВСУ могут в ближайшее время потерять Покровск (до «декоммунизации» Красноармейск). Это, во-первых, крупнейший логистический узел, потеря которого лишит украинские войска сколько-нибудь серьезной возможности и дальше цепляться за Донбасс. Во-вторых, что также крайне важно, покровское шахтоуправление – последняя площадка, добывающая коксующийся уголь в сколько-нибудь заметных размерах.
Именно на этот уголь завязана работа крупнейших металлургических предприятий Украины, все еще приносящих определенную экспортную выручку. Речь идет о таких гигантах, как Запорожсталь и Каметсталь, подконтрольные холдингу олигарха Рината Ахметова «Метинвест». Добыча в Покровске также крайне важна для комбината «Арселор Миттал Кривой Рог», подконтрольного индийцу Лакшми Митталу.
Пока Покровск остается под контролем Украины, металлургия страны даже в условиях военных действий наращивает производство. Так, выплавка стали за первые три квартала 2024 года на 28% превысила показатели аналогичного периода 2023-го, достигнув 5,36 миллиона тонн. Это примерно втрое меньше довоенного уровня, но, как отмечалось выше, хоть что-то.
Однако теперь вокруг Покровска сжимаются клещи ВС РФ. Российская армия в последние месяцы не занимается лобовыми атаками крупных населенных пунктов, а постепенно охватывает их с флангов. Дороги берутся под огневой контроль, и украинские гарнизоны либо несут тяжелейшие потери, теряя возможности бесперебойного снабжения, либо вынуждены отходить. Это позволяет не разрушать населенные пункты чуть ли до основания. Так, к примеру, в сентябре была освобождена Новогродовка, дома которой почти полностью уцелели.
Но вернемся к Покровску. Все та же NYT сообщает: главком ВСУ генерал Александр Сырский заявил о «чрезвычайно тяжелых боях» в районе города, однако оптимистично пообещал, что все будет хорошо – для обороны будут приняты какие-то «нетрадиционные решения».
Что это за решения? На Украине надеются на какой-нибудь успешный «контрнаступ» или хотя бы на пиар-акцию вроде августовского вторжения в Курскую область. Один из украинских аналитиков напомнил, что, помимо Курска, Сырский добился успеха летом 2022 года в Харьковской области. Однако два с половиной года назад ВСУ численно превосходили ВС РФ в несколько раз, поскольку в Кремле изначально ожидали что-то вроде «полицейской операции», как в Чехословакии в 1968-м. Сейчас же ситуация коренным образом изменилась.
Пока же в районе Покровска ВСУ не могут ничего толком противопоставить ВС РФ, хотя общий план российского командования достаточно очевиден: обходить основные оборонительные рубежи. В настоящее время идет охват города с южного фланга. Занимается село Шевченко, один из ключевых внешних оборонительных рубежей покровской группировки противника.
А пока российская армия продвигается, на Украине вокруг обороны Покровска разразился скандал. «Свидомый» журналист Юрий Бутусов обвинил командование в сдаче без боя серьезного укрепрайона, на строительство которого потратили десятки миллионов гривен.
По словам Бутусова, виной всему некомпетентность. Впрочем, есть и другие вполне логичные версии. Так, украинские солдаты могли просто отказаться выходить на позиции, считая соответствующий приказ суицидальным. Или, что весьма вероятно, укрепрайон существовал только на бумаге, а деньги на его строительство были «распилены». В такой ситуации сдать территорию и сделать вид, что никто ничего не украл – напрашивающееся решение. Тоже отчасти «нетрадиционное».