С начала 2024 года на учебных полигонах было подготовлено 300 тысяч контрактников
Раскрыто число резервистов-контрактников, подготовленных для участия в СВО с начала текущего года – 300 тысяч человек. Эту информацию, которую, вообще-то, положено знать только тем, «кому по службе полагаются», озвучили не на брифинге в ЦРУ. Ее донес печатный орган российского министерства обороны, газета «Красная звезда».
Было рассказано, что особенно активно бойцов «натаскивают» на огневую, тактическую, инженерную подготовку, полевую медицину, действиям в двойках, тройках, пятерках. Прямо уточнялось: готовятся не «узкие военные специалисты», а штурмовики, способные действовать и в лесу, и в городах.
Зачем об этом рассказывать? Для запугивания противника? Вряд ли.
Судя по всему, ответ один: подобная информация призвана успокоить общество, которое с определенной нервозностью ждет возможного объявления повторной мобилизации. Особенно беспокоят такие даты, «начинающие отчетный период», как грядущее 1 января.
При этом заявления власти о ненужности новой мобилизации, постоянные опровержения воспринимаются не с полным доверием, а в лучшем случае с весьма настороженным оптимизмом. В России подобные события всегда приходят «вдруг». Старожилы могут вспомнить дефолт 1998 года. Тогда между заявлением президента Бориса Ельцина о том, что нечего бояться, и собственно дефолтом, прошло всего три дня.
Поднимаются опасения и тогда, когда, возможно, желая привлечь к себе внимание, отдельные депутаты делают заявления, идущие в разрез с «курсом партии и правительства». К примеру, в мае генерал-лейтенант Виктор Соболев, член думского комитета по обороне, сказал, как отрезал: «Мобилизация в условиях войны должна быть полной. Никаких отсрочек не будет, иначе мы существенно сократим свой мобилизационный ресурс, и воевать будет некому». Правда, он оговорился, что для этого война должна быть объявлена официально, но народ призадумался.
Кроме того, периодические «вбросы» о грядущей мобилизации делают телеграм-каналы, специализирующиеся на СВО. «1 апреля готовьтесь, инфа 100». «1 сентября начнется, сказал знакомый военком, запомните этот пост». Скорее всего, это просто попытка «набрать подписоты на хайпе», чтобы успешнее продавать фальшивые финки НКВД. Однако подозрительные сограждане и тут могут увидеть двойное дно: мол, это не просто вбросы, а «прогрев общественного мнения» по заказу чуть ли не из Кремля.
С максимальной вероятностью вторая волна мобилизации ожидалась недоверчивыми к заявлениям власти минувшей осенью. Когда слухи об этом максимально распространились (в июле), комитет Госдумы по обороне заверил: все – вранье, предпосылок нет. И внезапно, практически без паузы, Госдума отклонила законопроект об отсрочке для многодетных отцов с тремя детьми – только с четырьмя и более. Общество снова напряглось – мобилизации, значит, не будет, но даже многодетные должны идти на фронт?
В последнее время вместо депутатов мобилизацию неоднократно опровергал Дмитрий Песков. Последний раз он сделал это в конце ноября. По словам Пескова, «О мобилизации никакой речи не ведётся. Вы знаете, что наши граждане очень активно подписывают контракты с министерством обороны».
Видимо, именно для подкрепления заявлений Кремля публике выдали информацию о 300 тысячах обученных добровольцев. Приток новых, по данным Пескова, так же не прекращается. Но, видимо, есть признаки к его уменьшению – об этом косвенно свидетельствуют постоянно растущие выплаты за заключение контракта. От пары сотен тысяч рублей изначально в некоторых регионах они дошли уже до трех миллионов. Впрочем, это также свидетельствует, что Кремль и в самом деле мобилизации не хочет, предпочитая заплатить больше, но воевать контрактниками.