Украинские войска активно укрепляют позиции вдоль всей 1084-километровой белорусской границы, якобы опасаясь ударов на Киев, Львов или другое направление
На Украине, уже давно перекопавшей все дороги, ведущие в Белоруссию, рассказали об активно ведущемся в настоящее время оборонительном строительстве вдоль всей украинско-белорусской границы, протянувшейся на 1084 километра. Официальное заявление об этом сделал Андрей Демченко, представитель Госпогранслужбы Украины.
По его словам, от расположенной на севере Белоруссии украинские военные все еще ждут подвоха.
«Это направление для нас остается источником угрозы. Это направление является приоритетным для наращивания оборонительных возможностей, в том числе создавая инженерные укрепления. В приграничных областях обустраиваются и расширяются линии фортификационных укреплений»,- указал Демченко.
Отметим, что в феврале 2022-го, в начале СВО, после высадки десанта в аэропорте Антонов в киевском пригороде Гостомеле, наземные колонны ВС РФ уже шли в направлении Киева с территории Белоруссии. Однако затем войска были выведены из Киевской области 1-2 апреля. Это было объявлено «жестом доброй воли» на фоне стамбульских переговоров с киевским режимом.
Есть ли у Украины повод опасаться повторения ситуации? Тем более, что дающие волю фантазии российские военкоры рисовали с территории Белоруссии стрелочки не только на Киев, но и на Житомир, Ровно, Львов, рассуждали о «проникающем ударе вдоль польской границы»?
Скорее всего, нет. И дело даже не в том, что ВС РФ прилагают основные усилия на Донбасском направлении, а в Кремле категорически отвергают идею новой мобилизации для создания дополнительных ударных группировок. Просто сегодня невозможна концентрация сил вторжения, которая не будет заранее замечена спутниками или дронами. При этом Западная Украина крайне плотно населена, то есть обороняться, прикрываясь застройкой населенных пунктов, ВСУ там могут долго и упорно.
Так что вряд ли украинцы укрепляют границу, опасаясь удара с севера. Наиболее вероятны две версии, объясняющие их поведение.
Одна – относительно «безопасная» и приятная для России. Украинцы могут просто заниматься «распилом» на строительстве укреплений, что особенно приятно делать, если всерьез нападения из Белоруссии не ожидается. Кто проверит, залиты ли укрепления бетоном на все выделенные деньги и приезжала ли в принципе хоть одна бетономешалка?
Кроме того, «силы прикрытия», расквартированные вдоль границы – отличное место, чтобы отправлять туда на службу «мажоров», детей депутатов и крупных бизнесменов. Это позволяет сказать, что «они служат, тянут лямку, они в рядах ВСУ». При этом риск для жизни отсутствует.
Однако есть и вторая версия, куда более опасная. Укрепления действительно могут возводиться, чтобы обеспечить «предполье» для неожиданного удара подразделений ВСУ по Белоруссии. Белорусские войска не отмобилизованы и малочисленны, то есть пропустить серьезный удар они могут даже от сравнительно небольшой, сосредотачивающейся лишь в последний час перед ударом группировки.
Максим Рыженков, глава белорусского МИДа, в конце января сообщил, что бои на границе могут начаться даже с какой-нибудь «случайной провокации». Например, какому-нибудь украинскому солдату «что-нибудь взбредет в голову». А что, если ему ничего не взбредет, а будет получен конкретный приказ?
При этом есть информация о подготовленных бандах наемников и белорусских беглых националистов-«змагаров», которые могут, если что, войти на территорию Белоруссии. Да еще и в координации с наступлением ВСУ.
Белорусская армия, помимо немногочисленности - это все же армия мирного времени, совершенно не имеющая опыта современной войны. Да, белорусов тренируют бывшие «вагнеровцы», по мере сил передавая свои наработки. Александр Лукашенко, президент страны, явно озабочен усвоением армией опыта СВО. Но, как ни крути, пока ВС Белоруссии учатся «теоретически». То есть риск, что они пропустят серьезный удар и не смогут сразу стабилизировать ситуацию в случае наступления ВСУ, весьма велик.
Вероятность того, что Зеленский, судорожно пытаясь как-то переломить ход боевых действий, попробует вторгнуться в Белоруссию, рассчитывая, что там эффект внезапности сработает еще лучше, чем в Курской области РФ, явно ненулевая.
Так что нашей разведке стоит внимательно наблюдать за украинской деятельностью в районе белорусской границы.