Противник возводит оборонные рубежи по ряду направлений.
В настоящее время строительные работы ведутся в Запорожье, на Купянском направлении, у городов Красный Лиман, Славянск, Краматорск, в Черниговской области, граничащей с российской Брянской и белорусской Гомельской областями. Действительно ли украинские «зубы дракона» удержат российские танки? Сумеет ли Незалежная создать свою «Линию Суровикина», которая не позволит армии РФ наступать?
Россия «не прекращает ведение наступательных действий по всему фронту» - сообщил главком Сухопутных войск Александр Сырский:
«Принимаем меры по обеспечению устойчивости нашей обороны, сохранению жизни наших воинов и рациональному использованию боеприпасов».
«Я считаю, что сегодня насущным вопросом уже является переход к обороне. Стратегической активной обороны. Нам нужно переформатировать фронт, — заявил экс глава генштаба ВСУ Муженко. – И это касается, пожалуй, не только фронта от Купянска до Херсона. А это и восточная часть — от Харькова до Сум и до Чернигова. Это север — Черниговская область, Киевская, Житомирская, Ровенская».
Косвенно о переходе к стратегической обороне заявил и Зеленский, указав в интервью журналистам о необходимости ускорения строительства фортификационных сооружений. По его мнению, оборонительные рубежи нужно возвести на авдеевском, марьинском, купянско-лиманском направлениях, всей Харьковской, Сумской, Черниговской, Киевской, Ровненской областях, Волыни, а также на подконтрольной Киеву части Херсонской области.
Потерпев поражение в летнем наступлении, Украина фактически растратила большую часть своих стратегических резервов и не способна сейчас проводить широкомасштабные наступательные операции. В свою очередь армия России по большей части сохранила ударный потенциал, который пытается сейчас реализовать, ведя небольшие наступательные операции практически по всему фронту. Для ВСУ необходима передышка и данную передышку способна дать именно стратегическая оборона.
Существуют и политические задачи перехода в стратегическую оборону. Провал украинского наступления привел к тому, что решительность ряда политических сил на Запале о беспрекословной поддержке киевского режима серьезно надломилась. Украина хочет доказать, что она продолжает находиться в статусе «бастиона против России» и сможет нанести поражение российской армии хотя бы в обороне.
Кроме того, значительная часть населения, а также вооруженных сил деморализована. Количество добровольцев, поступающих в украинскую армию, значительно снизилось. Уровень дезертирства и уклонений от призыва напротив увеличился. Тем самым для киевского режима стоит задача переломить пораженческие настроения в обществе.
Еще 24 ноября в Киеве было принято решение о создании межведомственной рабочей группы по вопросам строительства фортификационных сооружений. И вот, в середине декабря, по северной границе, полным ходом обустраиваются рубежи первой и второй полос обороны - сообщил командующий объединенными силами ВСУ Сергей Наев. В том числе копаются рвы и устанавливаются противотанковые пирамиды, возводятся железобетонные и проволочно-сетчатые заграждения типа «егоза», а на наиболее значимых участках – минно-взрывные полосы.
У украинской стороны снова появилось такое понятие как «города-крепости». Кроме Авдеевки и Угледара,это Купянск, Красный Лиман, Часов Яр, Курахово и ряд других прифронтовых н.п.
Несмотря на то, что ВСУ понесли большие потери в неудачном наступлении они сохранили свою боеспособность. У украинской армии остался большой запас переданной западом техники, помимо этого какой-то процент потерь в военном имуществе будет компенсирован новыми поставками из стран, поддерживающих Украину.
Таким образом, перед российской армией стоят весьма непростые задачи. Так или иначе оборону ВСУ необходимо будет прорывать, ибо если этого не сделать Украина сможет вернуть свой боевой потенциал за счет новых поставок вооружения.
Для предотвращения создания ВСУ устойчивой обороны армии ВС РФ необходимо наносить постоянные удары, сбивать украинскую армию с занимаемых рубежей и заставлять постоянно отступать. Наносить удары по строящемся укреплениям авиацией и высокоточным оружием. За счет наступательных действий по всему фронту заставлять противника распылять свои резервы и не давать ему передышки.
Военкор Александр Сладков убежден: Украина не сможет создать полноценную линию обороны. Он считает позицию Киева – «удивительной самоуверенностью»:
«Генералы ВСУ заявляют о переходе к обороне по причине зимы и дефицита нынешних сил и возможностей Украины. А кто сказал, что оборона (минирование, фортификация) это дешёвенькое дело? 1300 км оборудовать тремя оборонительными линиями это не хухры-мухры. Вспомните сколько миллионов долларов (миллиард гривен по тому курсу) планировал потратить забытый ныне один из авторов майдана Арсений Яценюк для строительства рва и забора вдоль границы с Россией. Сколько будет стоить стена США против мигрантов из Мексики! Так это заграждения против безоружных людей, а не против идущих на таран танков! Россия смогла в течение девяти месяцев построить укрепления из нескольких (5-6-7) линий, забетонировать их, соорудить тысячи опорных пунктов вдоль всей линии фронта. Украине в её нынешней ситуации это не под силу».