Политолог Дмитрий Лобойко – о «феномене Крыма»
Крым и Севастополь сегодня – это большие расстояния, мало населения, много проблем. Кроме того, это особый статус территории, подразумевающий чрезмерный административный ресурс, подкрепленный жестким регулированием со стороны правоохранительных и силовых органов.
Никаких крымских татар, никакой оппозиции, никаких обсуждений на тему «чей Крым» и стало ли лучше со сменой юрисдикции. Выборы в Крыму и Севастополе 8 сентября 2019 года, как и в ближайшие годы и десятилетия, будут восприниматься властями всех уровней как референдум о доверии Москве. Хотя реальный уровень доверия, если он окажется ниже 80%, никого интересовать не будет.
Высокая явка, высокий процент поддержки власти – это аксиома. Любые сюрпризы приведут к оргвыводам для действующих политических менеджеров полуострова. А они там существенно не меняются уже давно. Это означает, что квалифицированное или хотя бы простое большинство из 75 депутатов, 50 из которых пройдут по партийным спискам, а 25 - по одномандатным округам, должны будут представлять партию «Единая Россия».
Падение доверия к этой структуре по всей стране и отказ партии, скажем, от участия в выборах в Москве, которые многие уже поспешили посчитать техническим поражением «ЕР», никак не скажутся на их позициях на полуострове. Крым и Севастополь в этом смысле - «другая Россия», автономная. С затянувшейся весной – все цветет, конечно, но и «грязь с остатками серого снега»...
В действующем составе крымского парламента у «Единой России» 70 мандатов из 75. Остальные 5 – у ЛДПР. Но в 2014 году, когда он формировался, российские партии, по сути, не проводили предвыборные кампании. При этом в выборах тогда участвовали аж 12 партий!
КПРФ для преодоления пятипроцентного барьера тогда не хватило 0,52%, Родине – 2,35%. В условиях распределения голосов избирателей по системе «империале» 10 партий растащили между собой голоса и фактически сыграли в ворота «Единой России». Теперь ситуация попроще. Всего восемь партий, пять лет в составе России с российскими же партиями и их агитацией... Так что все шансы на трех- или четырехпартийный парламент есть.
Любопытно, конечно, что ключевые функционеры «Единой России» здесь – бывшие украинские политики, включая местного лидера «партии власти» Владимира Константинова, кандидата-одномандатника Виталия Шатунова и других. Похожие биографии с серьезным украинским прошлым, впрочем, у большинства кандидатов от КПРФ, ЛДПР и Родины. То есть, по сути, каким бы ни стал новый состав парламента, в политической жизни Крыма после 2014 года практически ничего не изменилось. И нет серьезных оснований полагать, что изменится после 8 сентября. Крым – как принадлежал, так и принадлежит местным элитам, готовым пользоваться покровительством хоть российских, хоть украинских властей.
Дмитрий Лобойко, руководитель центра «Региональные исследования»