Ульяновский губернатор превратит чиновников в менеджеров

ПОЛИТИКА2 комментария
Ульяновский губернатор превратит чиновников в менеджеров

Инициатива главы региона испугает многих госслужащих

Губернатор Ульяновcкой области Сергей Морозов предложил усовершенствовать систему государственного управления и заменить часть министерств проектными офисами. Свою инициативу Морозов озвучил на пленарном заседании общероссийского форума о стратегическом планировании в регионах, который проходит на текущей неделе в Санкт-Петербурге.

«Мы создаем Центр управления регионом. Это позволит оперативнее реагировать на запросы граждан и улучшит взаимодействие между ведомствами. Например, вместо значительной части министерств будут передовые проектные офисы. Создаваемый Центр позволит повысить качество мониторинга реализации нацпроектов», - пояснил губернатор. Предложение Морозова встретило одобрение председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина.

О плюсах и минусах озвученной инициативы, и почему она может привести к исчезновению чиновников – в авторской колонке политолога, социолога Андрея Чуракова.

В чем, безусловно, прав губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, так это в том, что система государственного управления и на уровне субъектов федерации, да и на более высоком уровне, безнадежно устарела. Фактически структура органов исполнительной власти – это артефакт времен Советского Союза, когда государство было собственником всего и вся, экономика строилась на основе пятилетнего плана, а система управления была административно-командной. СССР нет уже почти три десятка лет, существенная доля предприятий находится в частной собственности, в стране рыночная экономика, но при этом у нас до сих пор сохраняется отраслевой принцип формирования органов исполнительной власти.

Можно понять, чем занимаются министерства социального блока – образование, здравоохранение, культура и соцобеспечение. На них возложены соответствующие государственные функции, которые упомянутые ведомства реализуют через подведомственные учреждения – школы, больницы, театры и т.п. А в чем функционал министерств, например, промышленности, экономического развития или сельского хозяйства? В собственности у субъектов федерации практически нет своих промышленных или сельскохозяйственных предприятий. Все они давно приватизированы и управляются либо собственниками, либо акционерами, а значит, соответствующее государственное ведомство вмешиваться в их хозяйственную деятельность просто не имеет права. Однако министерства работают, управляют, руководят...

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил создать Центр управления регионом

Вы будете смеяться, но в разного рода отчетах и проектах, опубликованных на официальных сайтах органов исполнительной власти, я до сих пор встречаю выражения типа  «предприятия народного хозяйства». И ладно бы это был просто канцеляризм, но ведь в среде чиновников, особенно среднего звена, существует устойчивое мнение, что их задача и заключается в том, чтобы «руководить». И это на самом деле не смешно, когда на уровне психологии, вероятно даже подсознания, российский чиновник до сих пор мыслит административно-командными категориями. Они реально полагают, что руководят сельским хозяйством, лесопромышленным комплексом, торговлей... Особо нелепо, на мой взгляд, в этом ряду выглядит «руководство» культурой – это такой процесс ежевечернего заката солнца вручную.

Справедливости ради, стоит отметить, что в Ульяновской области уже на уровне названий министерств есть попытка определить их более-менее вменяемый функционал. Не министерство сельского хозяйства, а «министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий». Мое любимое «министерство культуры» в Ульяновске носит название «министерство искусства и культурной политики». Чувствуете разницу? А она есть.  

Возвращаясь к идее ульяновского губернатора заменить часть министерств проектными офисами, рискну предположить, что данная новация по замыслу ее авторов должна позволить решить, как минимум три задачи. Во-первых, оптимизировать расходы областного бюджета. Во-вторых, повысить оперативность управления. В-третьих, улучшить качество государственных услуг.  Деньги, время и качество – это три грани проектного менеджмента, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. Помимо этого, губернатор Морозов планирует внедрение «цифровизации государственного и муниципального управления», но это скорее «инструмент», нежели «задача».

Чиновники в классическом их понимании могут исчезнуть

Представляется, что достаточно инновационное предложение руководства Ульяновской области, касающееся совершенствования государственного управления может позволить решить и еще одну задачу. Или, если хотите, даже сверхзадачу. Замена министерств на проектные офисы в обязательном порядке потребует трансформации самого содержания управленческой деятельности, внедрения проектного метода работы,  подразумевающего, в том числе, и совершенно иной уровень квалификации кадров. Фактически чиновник в классическом понимании его функционала должен быть заменен на менеджера проектов, который будет руководствоваться в своей деятельности не только «должностными обязанностями», но и, к примеру, национальными стандартами  РФ типа ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».

Если Сергею Морозову удастся успешно и в полной мере реализовать данную идею, то в Ульяновской области мы можем получить модель государственной управленческой структуры, соответствующей критериям и параметрам постиндустриального общества. Хочется надеяться, что для реализации своих планов губернатор не будет применять административно-командный метод, а использует компетенции описанные в «Руководстве по проектному менеджменту» (ГОСТ Р ИСО 21500-2014).

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали 2 раз
Новое от пользователей