Владелец «Ситилинка», участник рейтинга Forbes: как продвигается уголовное дело акционеров Merlion c ежегодным оборотом 300 млрд рублей.
*Главное следственное управление СК России 17 февраля 2022 года прекратило уголовное дело в отношении Алексея Абрамова, Олега Карчева, Владислава Мангутова и Бориса Левина в связи с отсутствием события инкриминируемых им преступлений.
Также за Абрамовым А.П., Левиным Б.В., Мангутовым В.Р., Карчевым О.Г. признано право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление иных прав.
В то же время Вячеслав Симоненко сам перешел в статус обвиняемого – ему инкриминировали фальсификацию доказательств (ст. 303 УК), заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ) и дачу ложных показаний (ст. 307) в отношении совладельцев Merlion.
21 февраля 2022 года Басманный суд Москвы 21 февраля арестовал Вячеслава Симоненко. Адвокаты совладельцев и топ-менеджеров Merlion указывают: уголовное преследование их подзащитный стало возможным «в результате противоправных действий организованной группы лиц, что и было подтверждено полученными доказательствами» и завершилось предъявлением обвинений Вячеславу Симоненко». Расследование его уголовного дела еще не завершено.
«Блокнот» продолжает следить за тем, как развивается криминальный триллер, главные герои которого известные в IT-сфере бизнесмены - совладельцы группы компаний Merlion (самый известный бренд в орбите ГК – «Ситилинк»). Ежегодный оборот этой организации превышает 300 млрд рублей. В октябре 2020 года собственников Merlion арестовали по обвинению в организации убийства своего бывшего сотрудника - генерального директора Вячеслава Симоненко. Коммерсантам грозило до 20 лет тюрьмы. Но весной 2021 года бенефициарам неожиданно изменили меру пресечения, освободив из-под стражи. Что сейчас происходит с фигурантами этого дела?
Отпустили на свободу
До того, как в 2015 году два боевика пытались ликвидировать Вячеслава Симоненко и его семью, в IT-бизнесе ничего подобного не случалось. Поэтому новость о том, что загородный дом бывшего гендиректора Merlion едва не сожги напалмом, шокировала отраслевое сообщество, состоящее преимущественно из выпускников престижных технических вузов. Оказалось, что вчерашние очкарики и ботаники тоже умеют быть жестокими и не уступают в этом лихим криминальным авторитетам из 90-х.
О том, кто именно объявил охоту на Симоненко, и что стало причиной разногласий между совладельцами Merlion и одного из ключевых топ-менеджеров этой группы компаний, «Блокнот» подробно рассказывал в начале мая. Новое расследование – попытка восстановить хронологию событий, связанных с работой по этому громкому делу правоохранительных органов. Как получилось, что серьёзные обвинения, предъявленные акционерам IT-дистрибьютора, рассыпались в суде? Впереди читателя ждёт захватывающий детектив, подтверждённый документами и показаниями свидетелей. Яркая зарисовка о том, как в мире состоятельных и могущественных людей с помощью денег решаются любые вопросы, в том числе, связанные с силовиками и судопроизводством.
Напомним, что в этом году акционеров Merlion Владислава Мангутова, Олега Карчева и Алексея Абрамова, которых обвиняют в организации покушения на жизнь Вячеслава Симоненко, отпустили домой. Сначала под домашний арест отправили Олега Карчева (суд изменил ему меру пресечения 5 февраля, - прим. авт.). В апреле из СИЗО освободили остальных – Мангутова и Абрамова (мера пресечения - подписка о невыезде, - прим. авт.). Под стражей остался лишь начальник службы безопасности Merlion Борис Левин. Пресненский суд Москвы 29 апреля продлил ему срок ареста до 6 июля.
Один из боевиков, пытавшихся сжечь семью Симоненко, фигурирует в расследовании уголовного дела. Его зовут Григорий Жеренов. Правда, какой у него статус и мера пресечения – неизвестно. Второй фигурант этого преступления – некто Анатолий Дашковский - связной и организатор покушения на Симоненко, общавшийся с Борисом Левиным. Этот мужчина погиб во время боевых действий на границе с Украиной.
Из документов, которые есть в распоряжении «Блокнота», известно, что в 2020 году Жеренов сам пришёл к силовикам и сдался. Он подробно рассказал, как они с Дашковским и Левиным планировали ликвидировать Симоненко. В протоколе допроса говорится, что сейчас Жеренов – инвалид. У него нет правой ноги.
«Я не намерен скрываться от органов следствия, - заявил силовикам участник поджога дома Симоненко в Красногорске, - Готов способствовать расследованию дела. Прошу не избирать в отношении меня меру пресечения в виде заключения под стражу».
В показаниях Жеренова фигурируют ещё два человека. Первый – водитель, отвозивший боевиков к дому бывшего гендиректора Merlion. Второй – сообщник Жеренова, бросавший, как и он, бутылки с напалмом в жилище Симоненко. Где они сейчас и удалось ли их задержать – неизвестно.
Секретный свидетель
В распоряжении «Блокнота» есть копия допроса секретного свидетеля, который в октябре 2020 года давал подробные показания по делу о покушении на Симоненко. Любопытно, что этот источник долгое время поддерживал приятельские отношения и с Олегом Карчевым, и с Вячеславов Симоненко. С первым они долго дружили семьями, а второму он пытался помочь, когда акционеры не захотели выплачивать бывшему гендиректору оставшиеся $4,5 млн. Именно из-за этих денег и начался конфликт, который не закончился и сейчас.
В протоколе, который умещается на нескольких листах, свидетель по имени Иван Билибин подробно рассказывает, как Олег Карчев купил долю в группе компаний Merlion; как увеличивал обороты «серого» бизнеса, покупая банки; как увольнял сотрудников, стараясь не выплачивать им вознаграждение.
Источник сообщил силовикам, что летом 2015 года Карчев принялся увольнять из Merlion топ-менеджеров. По его словам, выплачивать положенные им бонусы акционер не торопился. А для того, чтобы придать этой процедуре легитимности, задействовал начальника службы безопасности Merlion Бориса Левина. Свидетель Билибин утверждает, что Карчев и Левин запугивали и давили на менеджеров, с которыми компания решила расстаться. Цель у этого была одна – не платить.
Симоненко – один из таких руководителей, которых вдруг обвинили в воровстве. Он посвятил Merlion 17 лет, а, когда попросил рассчитать его, услышал в свой адрес претензии про счета в иностранных банках и финансовую нечистоплотность. Забегая вперёд, стоит сказать, что хищения, в которых обвиняли Симоненко, так никто и не доказал.
Источник объяснил силовикам, что хотел помочь бывшему гендиректору Merlion, а потому попытался поговорить с Карчевым. Наделся, что тот поймёт его и отдаст бонус Симоненко. В ответ услышал, что Вячеслав – вор. И что в ближайшее время они с Левиным его накажут. Причём, так, что мало не покажется.
В ночь с 4 на 5 сентября 2015 года загородный дом Симоненко в Красногорске забросали бутылками с напалмом. Он и его семья чудом остались в живых.
Спустя 5 лет Григорий Жеренов сам придёт в правоохранительные органы и признается в этом преступлении.
Секретный свидетель говорит, что позже, обсуждая с Карчевым инцидент в Красногорске, акционер Merlion чётко дал понять, что Симоненко ничего не добьётся. Что у него, Карчева, достаточно связей в правоохранительных органах, чтобы спустить расследование на тормозах.
«Лучше бы Симоненко убили», - цитирует слова Карчева в протоколе допроса источник по имени Иван Билибин.
Штаб Merlion
Осенью 2019 года секретный свидетель вновь обсуждал с Олегом Карчевым Вячеслава Симоненко. В показаниях источника говорится, что они встречались в одном из ресторанов Москвы. Якобы там акционер Merlion сообщил Ивану, что проблема бывшего топ-менеджера обошлась ему в круглую сумму - $5 млн. Именно столько, по словам секретного свидетеля, Карчев отдал в качестве взятки неизвестному полковнику Следственного комитета РФ.
«Он (Карчев, - прим. авт.) был уверен, что теперь вопрос с Симоненко закрыт», - цитата из протокола допроса Ивана Билибина.
Эти $5 млн, выделенные на решение вопроса с Симоненко, «найдутся». Позже выяснится, что деньги могли предназначаться заместителю начальника Главного следственного управления Следственного комитета Московской области Александру Сарафанову. Именно этот полковник оказывал давление на следственный отдел по городу Одинцово, сотрудники которого в результате не стали возбуждать уголовное дело по факту второй попытки покушения на жизнь Вячеслава Симоненко.
В августе 2019 года силовики действительно провели проверку, и Сарафанов сначала был привлечён к дисциплинарной ответственности, а впоследствии Указом Президента РФ уволен из органов Следственного комитета РФ.
В ноябре 2020 года секретный свидетель заговорил вновь. А в документах уголовного дела появилась новая фигура - некто Александр Варавин. По данным источника, речь идёт о человеке, который исполнял обязанности начальника службы безопасности Merlion (пока Борис Левин находится в следственном изоляторе, - прим. авт.).
Варавин, по словам источника, принимал активное участие в работе так называемого «штаба», который отвечал за защиту и спасение совладельцев Merlion, оказавшихся под стражей. Эта группа состояла из адвокатов и таких же высокооплачиваемых «решальщиков».
Во время допроса секретный свидетель Билибин рассказал силовикам, что представитель Карчева в суде, цитата: «Имеет обширные связи в руководстве Московского городского суда». Кроме того, он сообщил, что этот адвокат уже передал $3 млн судье за изменение меры пресечения Карчеву, Абрамову и Мангутову, не связанную с заключением под стражу.
«Деньги она (адвокат Карчева) взяла у Варавина», - утверждал источник.
Секретный свидетель добавил, что защитник Карчева попросила сверху ещё $2 млн – столько стоили её услуги.
«Эти деньги ей обещали выплатить сразу после изменения меры пресечения совладельцам Merlion», - признался Иван.
«Важняк» Владимир Меньшов
Кропотливая работа «штаба» по освобождению акционеров Merlion не прошла даром. В январе этого года ГСУ СК города Москвы забрал уголовное дело по факту покушения на жизнь Симоненко из Следственного комитета Северо-Западного округа столицы. Теперь расследование поручили заместителю руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел ГСУ по Москве СК РФ Владимиру Меньшову.
4 февраля, во время рассмотрения апелляции Олега Карчева в Мосгорсуде, «важняк» Меньшов внезапно заявил, что следствие меняет свою позицию и просит отпустить Карчева на свободу без ограничений. Прокуратура города Москвы с этим не согласилась. Но уже на следующий день, 5 февраля, представитель надзорного ведомства неожиданно поддержит точку зрения Меньшова. В итоге, судья вынесла решение об изменении меры пресечения Карчеву на домашний арест. В своем выступлении она подчеркнула, что следствие вообще собиралось отпустить Карчева на свободу без ограничений.
В марте состоялось ещё одно судебное заседание, на котором решалась судьба остальных акционеров Merlion (речь идёт про Алексея Абрамова и Владислава Мангутова). А также начальника службы безопасности этой группы компаний - Бориса Левина.
Во время рассмотрения апелляции Владимир Меньшов явно «играл» на стороне защиты. «Важняк», как и в случае с Карчевым, просил суд перевести всех обвиняемых под домашний арест, но ему отказали.
По всей видимости, не сумев добиться освобождения Мангутова, Абрамова и Левина в суде, и не дождавшись истечения срока их содержания под стражей, 1 апреля Меньшов выносит сенсационное постановление. Он прекращает уголовное преследование акционеров Merlion и требует освободить их из-под стражи. Так все обвиняемые в покушении на жизнь Симоненко (кроме Бориса Левина) оказались дома.
Позже «важняка» Меньшова уволят из органов за такие решения. Вот только потерпевшему от этого не легче. Кроме того, хотя постановления Меньшова о прекращении уголовного преследования в отношении Мангутова и Абрамова отмены как незаконные, в следственный изолятор они не вернулись.
Деньги в сумках
Вы спросите, сколько стоит «удовольствие» заказать покушение на человека, а потом избежать уголовной ответственности? Отвечаем: много.
На этой фотографии – копия обращения ещё одного секретного свидетеля по делу бывшего гендиректора Merlion. Он утверждает, что, начиная с октября 2020 года (именно тогда произошло задержание Левина и троих совладельцев Merlion), служба безопасности компании и другие доверенные лица собирали наличные и складировали их в ячейках, расположенных сразу в нескольких банках. А уже в декабре 2020 года отвезли $20 млн в один из жилых домов Одинцовского района Московской области.
Кому предназначалась такая внушительная сумма денег?
Чтобы ответить на этот вопрос, взгляните на показатели банка «Реалист», который контролирует Олег Карчев. Так, за период четвёртого квартала 2020 года произошло падение активов на сумму около 1 млрд рублей. Это 5% активов банка «Реалист»!
Если сопоставить показания свидетелей, проанализировать чистосердечное признание боевика Григория Жеренова, внимательно изучить причины увольнения полковника Александра Сарафанова и его коллеги Владимира Меньшова, то не нужно звать на помощь Эркюля Пуаро, чтобы понять: Вячеслав Симоненко, по-прежнему, находится в большой опасности.
Месяц назад бывший гендиректор Merlion и один из силовиков, который занимается этим делом, получили новый тревожный сигнал. Неизвестные подожгли автомобиль матери следователя по делу о покушении на убийство Вячеслава Симоненко Алексея Неснова. Иномарка сгорела дотла.
Пытаясь привлечь внимание к расследованию уголовного дела, бывший гендиректор Merlion вместе со своей семьёй выходит на пикеты. Но ни Генеральная прокуратура РФ, ни Администрация Президента РФ, ни председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин пока никак не отреагировали на сигналы Вячеслава Симоненко. По всей видимости, должно случиться что-то страшное, чтобы силовики включились и объективно разобрались в этой истории.
Что такое Merlion?
Merlion – группа компаний с выручкой более 300 млрд рублей в год. Она входит в 50 крупнейших частных компаний России по версии Forbes. Сфера деятельности: поставка компьютеров, деталей к ним и программного обеспечения. Кроме того, компания развивает собственные проекты. Среди них, например, сеть магазинов бытовой техники и электроники «Позитроника» и «Ситилинк».
Сегодня в портфеле Merlion больше 670 брендов, среди производителей-партнёров: ABBYY, Acer, Apple, Huawei, Intel, Microsoft и другие.
Организация основана в 1992 году.
Акционеры: Владислав Мангутов, Олег Карчев и Алексей Абрамов. Компания Merlion принадлежит им в равных долях.