«Аэрофлот» и «S7» снизили цены на билеты, чтобы добить находящихся на грани конкурентов - «Трансаэро» и «ЮТэйр».
Ряд авиакомпаний («ЮТэйр», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Ямал», «Волга-Днепра») обратились с письмом к вице-премьеру России Аркадию Дворковичу, в котором заявили, что вынуждены либо повысить стоимость билетов, либо сократить перевозки. Они просят власти компенсировать ставки по кредитам, заморозить ставки сборов и возобновить госгарантии.
Против выступили «Аэрофлот» и S7. Они же первыми объявили о зимней распродаже авиабилетов, начав акцию на месяц раньше обычного. В рамках акции вдвое снижены цены на билеты экономкласса, тогда как до этого снижение не превышало 40%.
Эксперты связывают зимнюю распродажу с желанием убить сразу двух зайцев: увеличить пассажиропоток в феврале, который в отличие от декабря и января считается самым «дохлым» месяцем; второй же «выстрел» направлен против конкурентов, так как низкий тариф способен убрать их с рынка.
- «Аэрофлот» наметил две «жертвы» - авиакомпании «Трансаэро» и «ЮТэйр», положение которых сегодня считается наиболее слабым, - сказал источник в «Аэрофлоте».
Действительно, два крупнейших авиаперевозчика сталкиваются с серьезными проблемами в последнее время. Несмотря на программу оптимизации, «ЮТэйр» не удается вылезти из долговой ямы. Ее банкротства добивается, в частности, Альфа-Банк.
«Трансаэро» и «ЮТэйр» обращались за поддержкой к правительству из-за высокой долговой нагрузки.
Государство согласилось поддержать авиакомпанию «Трансаэро», предоставив ей госгарантии по кредитам на сумму до 9 млрд рублей. Это дало возможность авиакомпании не сдаваться в борьбе за рынок. Она заморозила тарифы на рейсы по России, пообещала снизить тарифы на 5-7 % на тех рейсах, которые осуществляла исключительно сама, перестала взимать топливный сбор с билетов на международные авиарейсы. Но самое главное, «Трансаэро» резко снизила цены на те направления, по которым летала «Победа» - лоукостер «Аэрофлота».
Выразило готовность государство помочь и «ЮТэйр».
И тогда «Аэрофлот» и S7 («Сибирь») выступили против того, чтобы государство помогало этим авиакомпаниям, считая, что отрасль не находится в таком плачевном состоянии, чтобы просить помощи у правительства. Возмущенные руководители «Аэрофлота» и «Сибири» назвали поддержу государства нерыночными мерами. При этом они указали, что «ЮТэйр»несколько лет проводила «политику бессистемной экспансии на фоне растущего рынка, не уделяя должного внимания вопросам эффективности бизнеса».
«Такое развитие могло поддерживаться только путем завоевания доли рынка более дешевыми тарифами», что и привело к финансовым проблемам перевозчика, написали они в письме правительству. Было подчеркнуто, что господдержка не сможет «обеспечить вывод авиаперевозчика из системного кризиса». Одним словом, адресная поддержка может стать антимонопольным нарушением.
Источник в «Аэрофлоте» отметил, что руководители двух компаний даже пообещали правительству в случае прекращения продаж билетов «ЮТэйр» доставлять ее пассажиров.
Стоит отметить, что «ЮТэйр» ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, который превышает 70 млрд рублей. Любопытным является то, что Пермская инвесткомпания «Авиализинг» требует признать банкротом «ЮТэйр» из-за долга в размере около 3,5 млн руб. за аренду самолета. Альфа-банк потребовал у Росавиации, Ространснадзора и Госкорпорации по организации воздушного движения остановить полеты авиакомпании UTair. Под арестом по решению суда по искам Альфа-банк находится имущество авиакомпании – несколько вертолетов.
И вот тут, когда, казалось бы, победа уже близка, на сцене появляется инвестор, который готов выделить «ЮТэйр» 25 млрд рублей. Его имя неизвестно. Зато, по утверждению экспертов, авиакомпания сможет реструктурировать свой долг.
Опустятся ли руки у «Аэрофлота» и «Сибири» после такого расклада?