Антон Силуанов заявил, что, если бы рубль был мировой резервной валютой, Россия могла бы пойти на раздачу «вертолетных денег».
Российские чиновники высшего звена по очереди рассказывают о причинах, из-за которых гражданам страны нельзя оказать финансовую помощь по примеру других стран. Друг за другом представители власти употребляют термин «вертолетные деньги», под которыми подразумевается поголовная материальная поддержка в противовес адресной (термин в 1969 году ввел американский экономист Милтон Фридман).
«Если бы мы печатали резервные валюты, можно было бы и "с вертолета деньги разбрасывать", потратить триллионы рублей, – заявил министр финансов Антон Силуанов, – Но ведь задача не соревноваться, кто больше потратит, а помочь тем, кто в первую очередь нуждается в поддержке».
Чиновник пояснил, что деньги нужно выделять бизнесу – тем компаниям, которые сохраняют рабочие места – а также самым нуждающимся группам граждан, тем, кому не хватает средств на еду, на предметы первой необходимости.
Парадоксально, но похоже, что по мнению Силуанова, выданные населению деньги «сгорят», исчезнут из экономики. Между тем, это совершенно не так. Они никуда не денутся из оборота, так как люди понесут их в магазины, чтобы купить еду, заплатят за квартиру и так далее. То есть деньги останутся в экономике.
«Стимулируя спрос, стимулируешь предложение. Это аксиома! Какая резервная валюта? Какая гиперинфляция? Для чего создавался ФНБ? Банкам помочь или простым домохозяйствам?», – заявил экономический обозреватель Юрий Пронько.
До главы Минфина о "вертолетных" деньгах говорила руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина. Она утверждала, что печать и раздача денег всем подряд придет к инфляции, как в 90-е. А главная задача ЦБ – это контроль за инфляцией, недопущение снижения покупательной способности денег, напомнила Набиуллина. А вот какие меры поддержки глава Центробанка считает допустимыми – выдача грантов, увеличение пособия по безработице и выплаты нуждающимся.
Слова Набиуллиной чрезвычайно удивили лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. «Странно! Когда деньги дают банкам и другим финансовым посредникам - никто об инфляции не вспоминает», – отметил он, – Именно действия Центробанка с начала года привели к обесцениванию рубля на 20% и создали условия для скачка цен. Так что про инфляцию нашему регулятору лучше помалкивать".
Миронов привел в пример другие страны, где населению оказывается финансовая поддержка и предложил не считать весь мир глупым.
Пояснил отказ властей раздать деньги населению и глава Сбербанка Герман Греф, утверждающий, что необходимого источника денег (как у США или Евросоюза) у России просто нет.
Свое видение ситуации он представил в виде анекдота: «Назовите три причины, почему следует отступить. Причина первая: у нас нет снарядов. Так же и здесь: у нас нет такого количества снарядов».
Ему вторит и бывший вице-премьер, глава фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, еще один противник «вертолетных денег». «Все нужно делать разумно, адресно, исходя из интересов людей», – заявил он РБК. Дворкович считает, что в первую очередь нужно помогать крупным компаниям.
При этом на 1 апреля 2020 года в Фонде национального благосостояния находилось 12,9 триллиона рублей, то есть не надо печатать новые купюры, грозящие девальвацией рубля. При этом средства ФНБ рассчитаны именно на такие экстренные ситуации. То есть «кубышка» у России есть и, по расчетам экономистов, ее хватит на два года. Силуанов и вовсе в апреле заявил, что запас ФНБ рассчитан до 2024 года. С учетом же региональных активов, внебюджетных фондов Россия располагает суммой более чем в 17 триллионов рублей. То есть деньги есть, но желания нет?
Экономический аналитик Сергей Барашков пояснил «Блокноту», что власти явно не хотят раздавать деньги населению. «Надо понимать, что у государства есть резервы для того, чтобы поддержать людей в период пандемии коронавирусной инфекции. Вероятно, пока власти придерживаются мнения, что удастся пройти по острию лезвия – при помощи ограничительных мер, сохраняя при этом работоспособность экономической системы», – заявил эксперт.
Между тем, Барашков полагает, что раздача денег могла бы оказаться эффективной: «Людям нужна поддержка на определенном этапе – сейчас многие остались без работы, некоторые значительно потеряли в деньгах. Именно поэтому сейчас необходима финансовая поддержка, пусть и краткосрочная».
Такого же мнения придерживается и депутат Государственной думы Олег Шеин, который 5 мая выходил в прямой эфир "Блокнота". Шеин обратился к президенту Владимиру Путину, напомнив, что у страны накоплены большие средства, и их нужно направить на помощь народу Российской Федерации. Депутат убежден, что раздать деньги нужно так, как это сделали в США или ЕС, то есть автоматически и всем. А также необходимо обнулить налоги предприятиям бизнеса.
В апреле на вопросы "Блокнота" в прямом эфире отвечал известный экономист Михаил Делягин. Он также заявил, что денег на помощь населению в российской казне хватает. По мнению эксперта, бюджет позволяет выдать каждому гражданину по 24 тысячи рублей. Просто власти не хотят, считает Делягин.
А как помогают людям там, "на загнивающем Западе" и в других странах мира? В США каждому жителю выплачивают по 1200 долларов (это почти 90 тысяч в рублях) и еще по 500 долларов на ребенка. Примерно такие же выплаты положены взрослому населению Гонконга.
Американские власти готовы потратить на поддержку граждан до 10% ВВП, а германские – до 18% (к слову глава Счетной палаты Алексей Кудрин убежден, что Россия должна выделить на помощь населению минимум 7% ВВП). Австрийское правительство выделило на поддержу бизнеса и лишившихся работы 4 миллиарда долларов.
Власти Дании готовы возмещать частным компаниям 75% зарплат сотрудников – до суммы в 23 000 крон (около 247 000 рублей) на человека. В Великобритании компенсация по зарплатам составляет 80% – до суммы в 2500 фунтов (около 230 000 рублей). На помощь бизнесу британские власти выделили примерно 400 миллиардов долларов.
В Италии по 600 евро положены сезонным работникам, самозанятым, семьям с детьми. Выплаты в Южной Корее доходят до 800 долларов на семью.
Но большинству россиян от государства ничего не достанется. При этом это самое большинство вынужденно сидит без работы, а значит без доходов. И этим людям по-прежнему приходится платить коммунальные платежи и проценты по кредитам. Остается вопрос – для кого же в Фонде национального благосостояния лежат деньги? Для россиян или нет?