Это стало прямым следствием сокращения объемов кредитования, так что пришло время снизить ставки по кредитам, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Сжатие потребительского спроса – прямое последствие сокращения объемов кредитования. Такого мнения придерживается независимый аналитик Дмитрий Адамидов, комментируя ситуацию с падением реальных доходов и зарплат россиян, которая ведет к падению потребительского спроса, что не может оказывать поддержку производителям.
- Доступные кредиты населению породили многолетний потребительский бум, длившийся с середины 2000-х, но данный процесс изначально был довольно иррациональным, взять хотя бы безумные ставки по потребкредитам. Сейчас ситуацию можно было бы назвать близкой к разумной, но, видимо, маятник неизбежно качнется в другую сторону. Просроченная задолженность по кредитам растет, банки чувствуют себя не так уверенно, как прежде, из-за сокращения ресурсной базы, поэтому, думаю, нас ожидает дальнейшее свертывание потребительского кредитования, сокращение расходов населения (как показывает опыт 1990-х годов, в условиях высокой инфляции потребители сокращают покупки всех товаров и услуг кроме товаров первой необходимости). И как результат - стагнация в ритейле и производстве, особенно ориентированном на товары длительного пользования, - говорит аналитик.
Власти как-то стараются помочь банкам и заемщикам: субсидируют проценты по кредитам по ипотеке, а также для аграриев, машиностроения и т. д. Но эта политика имеет свои объективные границы: невозможно субсидировать вообще всех заемщиков.
Адамидов считает, что эффективным шагом в данной ситуации стало бы снижение ставок по кредитам. Однако для этого придется реформировать всю финансовую систему в стране. Но на такой шаг пока не решился никто, резюмирует аналитик.