Чиновники готовы создать все условия, чтобы любая продукция - от бабушки с приусадебным участком до крупного производителя - дошла до потребителя. А клубникой уже можно торговать и с лотков, заверяют они.
В России зафиксировано значительное снижение цен на продукты питания. За год, прошедший с введения продовольственного эмбарго, цены на продукты питания стабилизировались и стали снижаться, сообщил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Так, с 1 апреля этого года рекордное снижение цен наблюдается на следующие категории товаров: огурцы (58,7%), томаты (41,3%), перец (24,2%), капуста (15%). Цены снижаются не только на сезонные фрукты и овощи: бананы стали дешевле на 19,9%, виноград – 7,8%, сыр – 7,6%, апельсины – 7%, яйца – 20%, рыба – 3,8%. Данные представило Министерство промышленности и торговли России. Снизились цены на пшеничную муку (на 1,2%), крупу рисовую (2,4%), крупу гречневую (3,3%) и сахар (4,2%).
При этом отмечено, что количество отечественных продуктов значительно выросло и превысило импорт.
- Чтобы эмбарго стало настоящим драйвером, нужно максимально расширить каналы сбыта для производителей. Действовать нужно быстро, иначе осенью опять наши производители останутся с частью урожая на полях. И давление на сети не решит, а может лишь усугубить проблему. А глобально – нам нужно скрупулезно выстраивать разноформатную торговлю. Чтобы было множество небольших магазинов, помимо торговых сетей, мобильной торговли, рынков, ярмарок. Но это долгая кропотливая работа, - заявил Евтухов.
Чиновник говорит о либерализации внутренней торговли.
- Надо дать возможность максимально сбывать свою продукцию – от бабушки с приусадебным участком до крупного производителя. Если кому-то нужно встать с лотками на улицу, как в известном случае с производителем клубники, – надо дать такую возможность, только определив для этого четкие, понятные и выполнимые правила. Никому не будет пользы от того, что урожай останется на полях. Он должен быть на столах наших граждан. И только в таком случае наши производители начнут больше производить, - пояснил замминистра.
Евтухов не случайно упомянул историю с клубникой. В самый разгар сезона крупнейший производитель клубники – подмосковный «Совхоз им. Ленина» – практически остановил сбор сладкой ягоды из-за проблем с продажей, которые создала Федеральная антимонопольная служба, которая запретила продажу с лотков.
Удастся ли Минпромторгу договориться с ФАС, чтобы в следующий сезон сладкая продукция могла беспрепятственно дойти до потребителя, покажет время. Пока же нарекания по поводу отсутствия рынков сбыта по-прежнему звучат от представителей малого и среднего бизнеса, особенно тех, кто занят в сельском хозяйстве.